Обґрунтовано концептуальні засади теорії та практики професійної
підготовки психологів, визначено їх сутність та структуру. Окреслено
принципи та педагогічні умови професійної підготовки психологів у галузі спеціальної освіти. Визначено наступні компоненти досліджуваної професійної
підготовки: професійно-мотиваційний, когнітивно-компетентнісний,
операційно-діяльнісний, результативно-рефлексивний. Вказано, що дані
структурні компоненти є взаємопов’язаними, взаємозалежними та
доповнюючими один одного. Відповідно до кожного структурного компонента
визначено критерії та показники рівнів їх сформованості.
Ідентифіковано сучасний стан сформованості компонентів професійної
підготовки психологів у галузі спеціальної освіти відповідно до функціональної
системи компонентів зазначеного процесу. Розкрито теоретичну та практичну
сутність новітніх тенденцій професійної підготовки психологів у вищих
навчальних закладах.
Науково обґрунтувано, розроблено та експериментально перевірено
функціональну систему професійної підготовки психологів у галузі спеціальної
освіти, розкрито педагогічні умови її реалізації та визначено її ефективність.
Обоснованы концептуальные основы теории и практики
профессиональной подготовки психологов в сфере специального образования,
определены их сущность и структура. Установлено, что ведущая идея
концепции профессиональной подготовки психологов обозначенной сферы
заключается во введении такой функциональной системы, внедрение которой
позволило целесоответственно, методологически и образовательно-процессуально обеспечить качество и результативность учебно-воспитательного процесса в высшей школе. На основе обобщения
концептуальных подходов были обозначены принципы и педагогические
условия профессиональной подготовки психологов в сфере специального
образования.
Определены следующие компоненты профессиональной подготовки
специальных психологов: профессионально-мотивационный, когнитивно-компетентностный, операционно-еятельностный, результативно-
рефлексивный. Указано, что данные структурные компоненты взаимосвязаны,
взаимозависимы и дополняющие друг друга. Согласно каждого структурного
компонента определены критерии и показатели уровней их сформированности:
профессионально-мотивационный; когнитивно-компетентностный;
операционно-деятельностный; результативно-рефлексивный.
На основе определенных критериев и показателей и с помощью
подобранных организационных форм и методов диагностирования выделены
четыре уровня сформированности указанных компонентов: высокий (инновационный), достаточный (продуктивный), средний (реконструктивный) и
низкий (репродуктивный).
Раскрыто теоретическую и практическую сущность новейших тенденций
профессиональной подготовки психологов в высших учебных заведениях.
Действенным средством формирования ключевых компетенций психолога в
сфере специального образования являются педагогические технологии, которые
рассматриваются как совокупность методов обучения сквозь призму
релевантных признаков образовательных результатов, их действенности при
определении качества высшего образования. А именно: компетентностный
подход как средство модернизации профессиональной подготовки, креативно-
интеллектуальный подход как условие профессионального и личностного
становления психолога в сфере специального образования и
трансдисциплинарность как средство в контексте профессиональной
подготовки конкурентоспособного специального психолога.
Научно обосновано, разработано и экспериментально проверено
функциональную систему профессиональной подготовки психологов в сфере
специального образования, раскрыто педагогические условия реализации и
определено ее эффективность.
Внедрение системы профессиональной подготовки психологов в сфере
специального образования дало положительные результаты.
Доказано, что внедрение разработанной системы в условиях
профессиональной подготовки студентов в высших педагогических учебных
заведениях и психологов в условиях последипломного образования
обеспечивает эффективность системы профессиональной подготовки
психологов в сфере специального образования.
The conceptual principles of the theory and practice of psychologists’
professional training are substantiated, their essence and structure are determined.
The following components of psychologists’professional training in the field of
special education are defined in the analysis of the conceptual foundations of the
content, methodological and organizational basis: professional-motivational,
cognitive-competence, operational-activity, productive-reflexive. It is indicated that
the given structural components are interrelated, interdependent and complementary
to each other. According to each structural component, criteria and indicators of
levels of their formation are defined.
The present state of the formation of components of psychologists’
professional training in the field of special education according to the functional components system of the specified process is identified. The theoretical and
practical essence of the latest trends of psychologists’ professional training in higher
educational institutions is revealed.
The functional system of psychologists’ professional training in the field of
special education is scientifically substantiated, developed and experimentally
checked, pedagogical conditions of its realization are revealed and its effectiveness is
determined.