У дисертаційному дослідженні здійснено теоретичний і емпіричний аналіз
сугестивності як детермінанти узалежнених форм поведінки в юнацькому віці.
У роботі визначено теоретичні підходи до вивчення проблеми особливостей
прояву сугестивності як детермінанти узалежнених форм поведінки в юнацькому віці.
Виявлено індивідуально-психологічні (особистісні) та соціальні чинники підвищеної
сугестивності. Виокремлено критерії рівнів (високий, середній, низький)сугестивності.
Розкрито особливості прояву сугестивності та її зв'язок з індивідуально-психологічними
характеристиками особистості юнацького віку (самооцінка, тривожність, «Я-образ»).
Досліджено стилі виховання в сім’ї як соціальний чинник виникнення сугестивності.
Обґрунтованотеоретичну модель профілактики та корекції сугестивності в юнацькому
віці. Розробленой апробовано авторську профілактично-корекційну програму зі зниження
сугестивності особистості «Психопрофілактика та психокорекція зі зниження
сугестивності в юнацькому віці» та доведено її ефективність.
В диссертационном исследовании представлен теоретический и эмпирический
анализ феномена суггестивности как детерминанты зависимых форм поведения в
юношеском возрасте. Определены теоретические подходы к изучению проблемы
особенностей проявления суггестивности в юношеском возрасте. В работе
проанализированы научно-теоретические концепции возникновения зависимых форм
поведения, уточнены понятия «суггестивность», «зависимые формы поведения»,
определены психологические особенности проявления повышенной суггестивности.
В ходе теоретико-методологического анализа феномена суггестивности был
выявлен ряд психологических характеристик личности, с которыми соотносится
изучаемое свойство. В ходе экспериментального исследования было установлено
индивидуально-психологические (личностные) и социальные факторы повышенной
суггестивности, которая может проявляться в зависимых формах поведения. Определены и
обоснованы критерии и выявлены уровни суггестивности (высокий, средний и низкий).Установлено
наличие связей между высокими показателями суггестивности и психологическими
особенностями личности юношеского возраста (низкая самооценка, высокая
тревожность, несформированный «образ – Я», зависимое поведение от родителей,
педагогов и сверстников). Исследованы стили воспитания в семье, доказано влияние
авторитарного стиля воспитания в семьена формирование повышеной суггестивности.
Обоснована психологическая модель профилактики и коррекции суггестивности в юношеском
возрасте, на основе которой разработана профилактико-коррекционная программа, которая включает в себя индивидуальную и групповую работу с личностью юношеского возраста, а также
профилактическую и консультативную работу с родителями и педагогами.
Доказана эффективность разработанной и апробированной автором программы
«Профилактика и коррекция повышенной суггестивности в юношеском возрасте»,
которая представляет собой комплекс систематизированных психологических и
психофизиологических приемов, которые позволяют личности снять чрезмерное
психическое напряжение и тревожность, повысить самооценку, обеспечить проявление
эмоционально-волевой устойчивости, стимулировать внутреннюю и внешнюю
активность, максимально мобилизовать моральные и физические силы, сформировать
адекватный «Я-образ», что позволило, в итоге, снизить уровень суггестивности как
фактора возникновения зависимых форм поведения.
The thesis theoretically determines approaches to the research of suggestibility as a
determinant of dependent forms of behavior in adolescence. Individually psychologic (personal)
and social factors of high suggestibility are determined in this work. Criteria of
suggestibility levels are distinguished. Suggestibility levels are shown (high, middle, low).
Psychologic characteristics of suggestibility manifestation and its connection with individually
psychologic peculiarities of teen-ages are defined (self-appraisal, anxiety, "I-conception").
Styles of family education as a social factor of suggestibility is investigated. Theoretical
model of preventive measures and correction of suggestibility is given ground. Preventively
corrective original program for personal suggestibility reduction is developed and tested:
“Psychoprophylaxis and psycho-correction of young age suggestibility reduction” and its
effectiveness is proved.