У дисертації висвітлено сутність та особливості використання інформаційних
технологій як необхідної умови професійної підготовки фахівців з маркетингу в
сучасному інформаційному суспільстві. Визначено та обґрунтовано базові
компоненти ІТ: інформаційний світогляд, ІТ-компетентність.
Проаналізовано психолого-педагогічні засади формування інформаційної
компетентності майбутніх фахівців з маркетингу, виявлено низку позитивних та
негативних чинників використання комп’ютерної техніки й інформаційних
технологій. Розкрито передумови ефективної побудови ІТ майбутніх маркетологів
на різних рівнях управління освітою, а також на основі системного, особистісно
орієнтованого, діяльнісного і компетентнісного підходів розроблено відповідну
педагогічну модель.
Подано аналіз аспектів створення розвивального інформаційно-освітнього
середовища для формування ІТ майбутніх фахівців маркетингу (застосування
інноваційних форм навчання, наявність електронного навчально-методичного
забезпечення, організація самостійної роботи студентів із використанням інформаційних технологій, робота над інформаційно-пошуковими задачами тощо).
Наголошено на необхідності використання інноваційних форм занять; сучасного
навчально-методичного забезпечення; організації самостійної роботи студентів у
інформаційно-освітньому середовищі для формування їхньої ІКТ.
Дослідженням визначено, що ІТ майбутнього фахівця маркетингу проходить
чотири рівні (низький, достатній, середній, високий) та залежить від ступеня
сформованості його інформаційної компетентності.
В диссертации раскрыта сущность и особенности информационных
технологий как необходимого условия профессиональной подготовки специалиста
маркетинга в современном информационном обществе. Определены и обоснованы
основные составляющие ИТ: информационное мировоззрение, ИТ-
компетентность.
Сделан анализ психолого-педагогических особенностей формирования ИТ
будущего специалиста маркетинга, выявлен ряд положительных и отрицательных
факторов использования информационных технологий. Раскрыты предпосылки
эффективного построения ИТ будущих маркетологов на разных уровнях
управления образованием, а также на основе системного, личностно
ориентированного, деятельностного и компетентностного подходов, разработана
соответствующая педагогическая модель.
Проанализированы аспекты создания развивающей информационно-
образовательной среды для формирования ИКТ будущего специалиста маркетинга
(применение инновационных форм обучения, наличие электронного учебно-
методического обеспечения, организация самостоятельной работы специалистов
маркетинга с использованием информационно-коммуникационных технологий,
работа над информационно-поисковыми задачами и пр.).
Отмечена необходимость использования инновационных форм занятий;
современного учебно-методического обеспечения; организации самостоятельной
работы специалистов маркетинга в информационной среде для формирования их
ИКТ.
Разработано организационно-методическое обеспечение подготовки в виде
комплекса: учебного плана специальности, программ и методических материалов
учебных дисциплин “Менеджмент и маркетинг в сфере культуры”, “Маркетинг”,
“Маркетинг информационных технологий”, материалов учебных практик (учебная
ознакомительная культурологическая, учебная технологическая, производственная этнологическая (летняя), производственная практика в
учреждениях культуры), методов (проектный, ролевая игра, создание ситуаций,
проблемно-поисковый, майндмеппинг (ментальные карты), кейс-метод, метод
Дельфи, метод “мозгового штурма”, технологии мультимедиа, интернет-
технологии, виртуальные технологии) и доказана его целесообразность в процессе
экспериментальной работы, что сделало возможным построение авторской модели
подготовки.
Спроектирована и экспериментально проверена в образовательном процессе
отечественных университетов структурно-функциональная модель подготовки
будущих специалистов по маркетингу к использованию информационных
технологий в профессиональной деятельности, которая синтезирует
образовательные парадигмы, педагогические теории и концепции в
многофункциональную схему подготовки и отображает существенные связи
мнимой действительности с реальной, содержит концептуально-целевой (цель,
научные подходы, дидактичные основы, задания подготовки), системно-
структурный (воплощает компоненты информационной компетентности) блоки и
процессуальную плоскость (предметно-смысловое и практико-прикладное
обеспечения, методы формирования компетентности), которые структурно
взаимодействуют. Модель учитывает определенные на теоретическом и
эмпирическом уровнях критерии, показатели и уровни сформированности
информационной компетентности будущих маркетологов. Проверка модели в
образовательном процессе гуманитарных университетов Украины
засвидетельствовала достоверность полученных результатов и ее эффективность.
Исследованием определено, что уровень сформированности информационной
компетентности будущего специалиста маркетинга проходит имеет четыре
условных уровня (низкий, средний, достаточный, высокий) и зависит от степени
сформированности ее основных компонентов (информационного мировоззрения,
ИТ-компетентности).
The thesis describes the essence and peculiarities of using the information
technologies as the necessary condition of the professional training of marketing
specialists in the modern information society. The basic components of IT are defined
and substantiated: the information outlook, and IT competence.
The psychological and pedagogical principles of formation of informational
competence of future marketing specialists are analyzed, a number of positive and negative factors of using the computer technology and information technologies are
revealed. The prerequisites of effective building of IT of future marketers at different
levels of education management are revealed, and the corresponding pedagogical model
is developed on the basis of the systemic, personally oriented, activity and competence
approaches.
The analysis of the aspects of creation of the developing informational and
educational environment of the formation of IT of future marketing specialists
(application of innovative forms of training, the availability of electronic teaching aids,
the organization of independent work of students using information technology, work on
information retrieval tasks, etc.) is presented. The necessity of using the innovative
forms of training is emphasized; the modern educational and methodological support; an
organization of independent work of students in the informational and educational
environment for the formation of their IT.
The research determines that the IT of the future marketing specialist consists of
four levels (low, sufficient, medium, and high) and depends on the degree of its information competence.