Рассмотрены различные представления о личности и деятельности Яна Гуса, который стал предметом общественного и богословско–исторического
мифотворчества. В статье анализируется несоответствие общепринятых представлений о Яне Гусе, как о раннем реформаторе церкви и о богословском последователе Джона Уиклифа с заявлениями самого Гуса.
Анализ первоисточников показывает, что Гус был согласен с Уиклифом только в критике морального и этического состояния духовенства, а также разделял некоторые его экклезиологические идеи. Как и Уиклиф Ян Гус связывал понимание истинной церкви с представлением об ученичестве и подражании Христу, а не с формальной Апостольской преемственностью. Также Гус не соглашался с антисакраментализмом Уиклифа. Уиклиф отвергал пресуществление во время Евхаристии, но Гус придерживался традиционного понимания.
Рассмотрение взглядов Яна Гуса демонстрирует, что он был не реформатором евхаристических представлений или существующей системы, а реставратором нравственного идеала католичества и его раннехристианского образа.
The article is devoted to the examination of different views on the personality and theological views of Jan Hus, who became a subject for creating social, theological and historical myths. The discrepancies between Jan Hus’s common presentation as an early reformer of the Church and a theological follower of John Wycliffe, and Hus’s own statements are analyzed. Primary sources analysis
shows that Hus agreed with Wycliffe only in criticizing moral and ethical state of the clergy, as well as in sharing many of his ecclesiological ideas. As a Wycliffe Jan Hus understand the true church with the notion of discipleship and imitation of Christ, but not with the formal Apostolic succession. Also Hus was not agree with Wycliffe’ understanding of sacrament. Wycliffe rejects transubstantiation during the Eucharist, but Hus supports such understanding. The consideration of Hus’s views demonstrates, that he was not a reformer of sacramental doctrines, but a restorer of Catholicism ethical ideal in its early Christianity model.
Розглянуто різні уявлення про особистість і діяльність Яна Гуса, який став предметом громадської та богословсько–історичної міфотворчості. У статті аналізується невідповідність загальноприйнятих уявлень про Яна Гуса, як про раннього реформатора церкви і про богословського послідовника Джона Вікліфа з заявами самого Гуса. Аналіз першоджерел показує, що Гус був згоден з Уїкліфом тільки в критиці морального і етичного стану духовенства, а також поділяв деякі його еклезіологічні ідеї. Як і Уікліф Ян Гус пов’язував розуміння істинної церкви з учнівством та наслідуванням Христа, а не з формальної Апостольської спадкоємностю. Також Гус не погоджувався з антісакраменталізмом Уиклифа. Уікліф відкидав преосуществління під час Євхаристії, але Гус дотримувався традиційного розуміння.
Розгляд поглядів Яна Гуса демонструє, що він був не реформатором євфарістичних уявлень або існуючої системи, а реставратором морального ідеалу католицтва і його ранньохристиянського образу.