У дисертації запропоновано науково обгрунтовану методику організації самостійної роботи студентів економічних спеціальностей під час вивчення математичних дисциплін. У дослідженні акцентується увага на діяльнісному розумінні поняття самостійної роботи студентів. Визначені умови ефективного планування самостійної роботи, виявлені шляхи активізації самостійної діяльності під час лекційних та практичних занять, розроблені форми і методи позааудиторної самостійної роботи відповідно до рівня підготовленості до неї студентів та методичні засоби допомоги при її здійсненні.
В диссертации представлена научно обоснованная методика организации самостоятельной работы студентов экономических специальностей при изучении математических дисциплин. В исследовании самостоятельная работа рассматривается, с одной стороны, как организационная форма обучения, а с другой — как деятельность студента, направленная на приобретение знаний, навыков, умений. На основе анализа психолого-педагогической литературы выделены уровни самостоятельности (репродуктивный, реконструктивный, творческий), определены функции самостоятельной работы, дана обобщенная классификация этой работы. Рассмотрен вопрос о недостаточной готовности студентов к самостоятельной деятельности. Проанализирована структура самостоятельной работы, сформулированы методические требования к элементам структуры.
В работе акцентировано внимание на том, что учебный процесс в высшей школе в значительной степени ориентируется на самостоятельную деятельность студента, которая должна стать основным средством приобретения знаний, навыков, умений. Рассмотрена взаимосвязь самостоятельной работы с аудиторными формами учебного процесса, определено место самостоятельной работе в этом процессе.
В исследовании анализируются психологические состояния и процессы, влияющие на успешность проведения самостоятельной работы, в частности потребности, мотивы, особенности внимания, памяти, мышления студентов, выявлены психолого-педагогические условия, обеспечивающие повышение эффективности самостоятельной работы.
Готовность студентов к самостоятельной работе определяется двумя факторами: уровнем обученности студентов и уровнем их самостоятельности. Уровень обученности отражает содержательный компонент этой готовности. Уровень самостоятельности включает два компонента: мотивационный и операционный. Выделение в каждой академической группе динамичных типологических групп студентов, обладающих различным уровнем готовности к самостоятельной деятельности, позволяет обеспечить дифференциацию самостоятельной работы.
Планирование содержания, объема, организационных форм самостоятельной работы, а также системы контролирующих мероприятий должно осуществляться параллельно с тематическим планированием лекций и практических занятий и учитывать бюджет времени на ее осуществление.
Самостоятельная работа над теоретическим материалом начинается во время восприятия лекции и опирается на уже сформированные интеллектуальные умения. Совершенствованию этих умений способствует проблематизация лекций, работа студентов по систематизации, обобщению теоретического материала, самостоятельное изучение отдельных пунктов темы, усиление профессиональной направленности математического материала.
Обогащение форм и методов приобретения практических навыков решения математических задач рекомендуется осуществлять путем использования обучающей самостоятельной работы, групповых ее форм, компьютеризированного математического практикума, дифференциации домашних заданий и аккордной самостоятельной работы, а также за счет включения задач прикладной направленности в задания для самостоятельной работы. Необходимым условием активизации самостоятельной работы является создание соответствующего методического обеспечения. Проведенное экспериментальное исследование показало эффективность предложенной методической системы организации самостоятельной работы студентов при изучении математических дисциплин. Достоверность выводов подтверждена результатами статистической обработки данных педагогического эксперимента, что дает основания принять выдвинутую гипотезу о том, что включение студентов в самостоятельную деятельность при изучении математики, связанную с самостоятельным поиском знаний и формированием умений решения математических задач, в том числе и задач прикладного характера, использованием современных технических средств обучения, позволяет повысить их математическую и профессиональную подготовку как специалистов экономического профиля.
The thesis contains scientifically grounded methods of the organization of the students’ personal work of economic specializations in the studying of mathematical subjects. In the research the attention is paid to the active approach to the understanding of the notion “students’ personal work”. The work determines the conditions of planning, defines the ways of the activization of students’ personal work in the lectures and practical classis, represents the forms and methods of conducting personal work in the time free from studies in the University according to the level of students’ knowledge and readiness to personal work. Methodical means of help in conducting personal work are worked out.