Дисертація присвячена дослідженню релігійної складової у суспільно-політичному конфлікті в Україні з кінця 2013 по 2017 роки, що включає у себе протести на Майдані, анексію Кримського півострова та бойові дії на сході країни. Дослідження зроблене в межах якісного підходу соціології релігії та розкриває аналіз проявів і впливу релігійної складової як суспільної підсистеми на інші соціальні інститути й самі релігійні організації. Автор розглядає релігійну складову та її прояви у публічному просторі, звертається до десекуляризаційних тенденцій, а також зупиняється на можливому використанні або незалученні релігійної складової з метою деескалації конфлікту. Особливістю цієї роботи є використання власного польового дослідження, проведеного у міждисциплінарному підході, що вирізняє роботу з-поміж іншого аналізу проявів релігійного за останні роки в Україні. У дослідженні також наведені певні практичні напрацювання у сфері так званого релігійного миротворництва, які відображені у практичних рекомендаціях, що потенційно зможуть поглибити та розширити процес деескалації конфлікту або ж його незагострення у майбутньому.
Диссертация посвящена исследованию религиозной составляющей в общественно-политическом конфликте в Украине с конца 2013 по 2017 гг., которая включает в себя протесты на Майдане, аннексию Крымского полуострова и боевые действия на востоке страны. Исследование проведено в рамках качественного подхода социологии религии и раскрывает анализ проявлений и влияния религиозной составляющей как общественной подсистемы на другие социальные институты и сами религиозные организации. Автор рассматривает религиозную составляющую и ее проявления в публичном пространстве, обращается к десекуляризационным тенденциям, а также останавливается на возможном использовании или непривлечении религиозной составляющей с целью деэскалации конфликта. Особенностью данной работы является использование собственного полевого исследования, проведенного в междисциплинарном подходе, что выделяет работу среди других вариантов анализа проявлений религиозного за последние годы в Украине. В исследовании также приведены некоторые практические наработки в сфере так называемого религиозного миротворчества, которые отображены в практических рекомендациях, которые могут потенциально углубить и расширить процесс деэскалации конфликта или его необострения в будущем. Автор предлагает не только проанализировать специфические проявления и влияния религиозного компонента на динамику социально-политического конфликта, но и обратить внимание на возможные перспективы или риски, связанные с этими проявлениями. Исследовано, как политизация религии может влиять на государственно-конфессиональные отношения, как это может повлиять на обновление идентичности и имеет ли это связь с националистическими взглядами; особенности сохранения полирелигиозного баланса в Украине, который может являться гарантией стабильности в религиозной сфере, что, в свою очередь, будет иметь и стабилизирующий эффект для других общественных подсистем. Возвращаясь к понятию стратегического миротворчества, исследователь предлагает рассматривать религиозный компонент конфликта в Украине не только как возможность для воплощения идей по примирению и трансформации общественного конфликта, но и как возможный деструктивный фактор влияния, что особенно вероятно при несоблюдении внутреннего баланса среди религиозных организаций и использовании риторики, которая не является типичной для религиозных лидеров Украины.
The dissertation is devoted to the study of the religious component in the socio-political conflict in Ukraine from the end of 2013 to 2017, which includes protests on the Maidan, the annexation of the Crimean peninsula and armed conflict in the east of the country. The research is done within the qualitative approach in sociology of religion and reveals the analysis of the manifestations and effects of the religious component as a social subsystem on other social institutions and religious organizations themselves. The author considers the religious component and its manifestations in the public space, appeals to the de-escalation tendencies, and also stops on the possible use or non-engagement of the religious component in order to de-escalate the conflict. The feature of this work is the use of own field research based on multi-disciplinary approach which makes this work unique among other analysis of religious manifestation during last years in Ukraine. The research consists of some practical working outs in so-called religious peacebuilding which are illustrated in practical recommendations, what potentially could make deeper the process of de-escalation of the conflict and do not sharpen it in the future.