Digital Repository
Dragomanov
Ukrainian State University

Міфологізація масової свідомості : соціально-філософський аспект

ISSN: 2310-8290

Show simple item record

dc.contributor.author Гойман, Ольга Олександрівна
dc.date.accessioned 2018-08-07T10:35:45Z
dc.date.available 2018-08-07T10:35:45Z
dc.date.issued 2018
dc.identifier.citation Гойман, О. О. Міфологізація масової свідомості : соціально-філософський аспект : автореф. дис. ... канд. філос. наук : 09.00.03 / Гойман Ольга Олександрівна ; [наук. кер. Т. В. Цимбал] ; М-во освіти і науки України ; Нац. пед. ун-т імені М. П. Драгоманова. - Київ, 2018. – 20 с. ua
dc.identifier.uri http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/20259
dc.description.abstract Дисертація присвячена соціально-філософському дослідженню процесів міфологізації, де- і реміфологізації в сучасному українському соціумі, що знаходиться в періоді трансформацій, викликаних Революцією Гідності та «гібридною війною». Поглиблено філософський аналіз процесу міфологізації, а також виявлено передумови для запровадження процесів де- та реміфологізації в Україні. Розкрито особливість міфологізації та подано авторські визначення провідних понять дослідження, а саме: «міфологізація», «соціальний міф», «маса», «масова свідомість», «деміфологізація», «реміфологізація». Розглянуто особливості функціонування міфології в українському соціально-культурному просторі. Наголошується, що найбільш агресивною і небезпечною для відтворення та збереження нової національної ідентичності української нації стала зовнішня міфологізація соціально-культурного простору України, спровокована століттями бездержавності та колоніальним статусом українських земель. Зокрема, це стосується і радянської міфології. Виявлено і детально проаналізовано детермінанти соціальної міфотворчості, серед яких комунікативна, гносеологічна, психологічна, соціальна, культурологічна, політична та ідеологічна. Запропоновано методи для реалізації де- та реміфологізації масової свідомості в Україні. Обґрунтовується, що на даному етапі обидва процеси мають хаотичний і низовий, тобто народний, характер. Автор поділяє реміфологізацію, в залежності від типу суспільно-політичного устрою, на критичну і некритичну. Загалом методи реалізації де- та реміфологізації схожі, причому головною для обох процесів має бути цілеспрямовано розроблена освітньо- виховна стратегія, спрямована на розвиток здатності до критичного мислення, та відновлення конструктивних елементів історичної пам яті. Саме знання і критичне мислення – основні чинники протидії негативній міфологізації. ua
dc.description.abstract Диссертация посвящена социально-философскому исследованию процессов мифологизации, де- и ремифологизации в современном украинском социуме, находящемся в периоде трансформаций, вызванных Революцией Достоинства и «гибридной войной». Рассмотрены основные теоретические принципы интерпретации мифа и мифологии в зарубежной и отечественной философии. Опыт предыдущих столетий доказал невозможность полного искоренения дохристианского мифологического мышления, ярким подтверждением чего стали безуспешные попытки преодолеть влияние античного мифа на сознание индивидов в Средневековье. В прошлом и нынешнем столетиях произошло серьёзное переосмысление значения мифа и мифологии для развития человечества. Осознание правящими элитами силы и действенности современного мифа послужило его превращению в наиболее эффективную технологию управления массовым сознанием и соответственно большими массами людей. Во многом это обусловило нынешнюю активизацию мифологического мышления. Автор определяет мифологизацию комплексом действий, направленных на актуализацию мифологического сознания, на конструирование специфической иллюзорной картины мира путем вытеснения из сознания объективной реальности с целью манипуляции массовым сознанием, и наиболее эффективным методом управления глобализированным обществом. Выявлены и проанализированы детерминанты социального мифотворчества, среди которых коммуникативная, гносеологическая, психологическая, социальная политическая, идеологическая и культурологическая. И поскольку отличительной особенностью действительности является существенное усиление роли коммуникации и информации в современной жизни, а мифологизация во многом предопределена деятельностью и влиянием средств массовой коммуникации, то ведущей детерминантой считаем коммуникативную. Доказано, что наиболее агрессивной и опасной для сохранения национальной идентичности украинской нации стала внешняя мифологизация социально-культурного пространства Украины, в частности, ещё функционирующая советская мифология. Так, в условиях «гибридной войны» недемифологизированная советская мифология приравнивается к идеологическому оружию и может приносить пользу врагу. Дана классификация наиболее значимых и опасных функционирующих мифов внешнего происхождения, начиная со времен Петра І и заканчивая современностью. Отмечено, что функционирование многочисленных антиукраинских мифов – это комплексная проблема, которая включает в себя не только длительную политику руководства стран-завоевателей, а и существенные ошибки украинской власти. Особое внимание уделяется таким важным формам мифологизации как де- и ремифологизация. Демифологизация необходима для создания мифологического вакуума, позволяющего заместить негативные и неактуальные мифы положительными контрмифами; ремифологизация – для целенаправленной актуализации мифологического мышления, сознательного воспроизведения или конструирования современного положительного украинского мифа на уровне массы. Определены пути реализации процессов де- и ремифологизации в современном украинском социуме. Обосновывается, что на данном этапе в Украине оба процесса носят низовой, т.е. народный, характер. При отсутствии общепризнанной государственной стратегии внедрения де- и ремифологизации, украинский народ на подсознательном уровне начал самостоятельно освобождаться от устаревших символов, памятников и мифов ушедшей советской эпохи. Явления «ленинопада» во время Революции Достоинства стало первым проявлением стихийной демифологизации в Украине, что впоследствии привело к принятию пакета соответствующих законов, став первым юридически признанным методом демифологизации в украинском государстве. Подчеркивается многогранность и глубина проблемы мифологизации, что открывает перспективы для дальнейшего исследования. ua
dc.description.abstract The dissertation is devoted to the socio-philosophical study of the processes of mythologization, de- and remythologization in the modern Ukrainian society that is in the period of transformations caused by the Revolution of Virtue and the «hybrid war». It is penetrated philosophical analysis of the process of mythology, as well as the preconditions and aspects for the implementation of the processes of deremythologization in Ukraine. The essence of mythologization is disclosed and the authors' definitions of the leading concepts of the research are presented, that are: «mythologization», «social myth», «mass», «mass consciousness», «demythologization», «remythologization». The feature of mythology in the Ukrainian socio-cultural space is examined. It is noted that the most mythical and dangerous for the reproduction and preservation of the new national identity of the Ukrainian nation was the external mythologization of the socio-cultural space of Ukraine, provoked by centuries of statelessness and the colonial status of Ukrainian lands. In particular, this also applies to Soviet mythology. The work finds out and analyzes the determinants of social myth creation, including communicative, epistemological, psychological, social, cultural, political and ideological. There are proposed conditions and methods for the implementation of the de- and remythologization of mass consciousness in Ukraine. It is justified that at this stage, both processes are chaotic and grassroots, that is, people's character. The author shares remyphologization, depending on the type of sociopolitical system, critical and uncritical. In general, the methods for implementing de-and remyphologization are similar, and the educational and educative strategy must be purposefully designed for both processes aimed at developing the capacity for critical thinking and restoring the constructive elements of historical memory. Precisely the knowledge and critical thinking that are the main factors in counteracting negative mythologization. ua
dc.language.iso uk ua
dc.publisher Видавництво НПУ імені М. П. Драгоманова ua
dc.subject деміфологізація ua
dc.subject маніпуляція ua
dc.subject маса ua
dc.subject масова свідомість ua
dc.subject міф ua
dc.subject міфологізація ua
dc.subject соціальний міф ua
dc.subject реміфологізація ua
dc.subject демифологизация ua
dc.subject манипуляция ua
dc.subject масса ua
dc.subject массовое сознание ua
dc.subject миф ua
dc.subject мифологизация ua
dc.subject социальный миф ua
dc.subject ремифологизация ua
dc.subject demythologization ua
dc.subject manipulation ua
dc.subject mass ua
dc.subject mass consciousness ua
dc.subject myth ua
dc.subject mythologization ua
dc.subject social myth ua
dc.subject remythologization ua
dc.subject.classification 111.32:316 ua
dc.title Міфологізація масової свідомості : соціально-філософський аспект ua
dc.type Other ua


Files in this item

This item appears in the following Collection(s)

Show simple item record

Search DSpace


Browse

My Account

Statistics