У дисертації на основі синтезу стародруків, рукописів і архівних матеріалів,
досліджено розвиток вітчизняного просвітницького туризму під впливом
історико-педагогічних умов ІХ – 30-х рр. ХХ ст. Соціокультурні виміри
феномена презентовано діяльнісними починаннями свідомих просвітників на
геополітичній карті світу.
Світоглядною канвою просвітників були ціннісні орієнтири, норми
поведінки, цільові настанови. Вони віддзеркалювали еволюцію особистісних
інтересів, зорієнтованість поведінки у розрізі просторово-часового континууму.
З огляду на віхи цивілізаційного поступу, активізація розвитку вітчизняного
просвітницького туризму припала на кріпосний та посткріпосний періоди, коли
складні умови життєдіяльності численних поколінь українців продукували
прийняття рішучих дій. Низький рівень грамотності широких суспільних мас,
мінімалістичний добробут, імперський гніт спровокували динамічний розвиток
феномена, який забезпечив відродження української державності.
Доведено, що активний розквіт вітчизняного просвітницького туризму
сприяв поглибленню давніх освітніх традицій, які переплітаючись з новими,
надбудовували базис омріяної багатьма поколіннями українців програми
національної школи. Попри відчутні руйнівні впливи існуючого самодержавства традиційний характер феномена забезпечив збереження регіональної цілісності,
у ширшому відношенні – посприяв націотворенню.
В диссертации на основе синтеза старопечатных книг, рукописей и архивных
материалов исследовано развитие отечественного просветительского туризма
под влиянием историко-педагогических условий IХ – 30-х гг. ХХ в., выделено
основополагающие тенденции и характерные особенности пяти основных
периодов развития феномена.
В диссертационном исследовании рельефно воссоздано, как отечественный
просветительский туризм, используя общецивилизационные достижения,
выстраивал собственную траекторию социокультурного развития. Особое
внимание акцентируется на международном просветительском туризме
украинской общественно-педагогической элиты по странам Запада и Востока,
практически воспроизводилось в совершенствовании учебно-воспитательного
процесса образовательных учреждений, реформировании социально-культурной
сферы, приумножении педагогического наследия. Анализируется вклад
просветительских организаций в реализацию программы возрождения
национальной школы, основанной на утверждении ценностных ориентиров
общественного развития.
В работе подчеркивается важная роль отечественных университетов (в
частности, Львовского, Харьковского, Киевского, Новороссийского и
Черновицкого), научных обществ и просветительских центров, в логической
последовательности исследуются внутренние и внешние направления
просветительско-туристических маршрутов их представителей.
Подчеркивается роль отечественного просветительского туризма в
обогащении дидактической канвы соответствующими принципами, методами,
формами и средствами обучения, их комплектацией и использованием в
образовательном процессе.
Как социокультурный феномен просветительский туризм вошел в историю
персонифицированным явлением – деятельностными начинаниями сознательных
просветителей на геополитической карте мира. Такая тенденциозность отчетливо
наблюдается в духовной, образовательной, общественной, научной области.
Мировоззренческой канвой просветителей были ценностные ориентиры, нормы
поведения, целевые установки.
Активизация развития отечественного просветительского туризма пришлась
на крепостной и посткрепосной периоды, когда сложные условия жизнедеятельности поколений украинцев продуцировали принятия решительных
действий. Низкий уровень грамотности широких общественных масс, имперский
гнет спровоцировали динамичное развитие феномена, который обеспечил
возрождение украинской государственности.
Доказано, что активный расцвет отечественного просветительского туризма
способствовал углублению давних образовательных традиций, которые
переплетаясь с новыми, надстраивали базис долгожданной многими
поколениями украинский программы национальной школы. Несмотря на
ощутимые разрушительные воздействия существующего самодержавия
традиционный характер феномена обеспечил сохранение региональной
целостности украинской нации.
Отмечено, что активная реализация просветительского туризма
представителями общественности, учителями, преподавателями, студентами
была приостановлена репрессивным наступлением советской власти на
интеллигенцию. Тотальный контроль над инициативными представителями
общественно-педагогической элиты сопровождался рассредоточением
просветительских центров и уничтожением лучшего цвета украинской нации.
Ряд политических репрессий нацеливался на инициаторов реализации
просветительского туризма и был основополагающей составляющей
централизованной политической идеологемы Кремля, ориентированной на
расширение пространственных координат тоталитарно-государственного
аппарата.
На основе проведенного анализа сформулированы соответствующие выводы
и рекомендации для дальнейших исследований, утверждая таким образом
историю педагогики как науку и учебную дисциплину.
The dissertation considers the genesis of the national educational tourism under
the influence of historical and pedagogical conditions of the IX and 30's of the XX
century based on the synthesis of the old printed matter, manuscripts and archival
materials. It became personified as a socio-cultural phenomenon by the activity
intentions of conscious educators on the geopolitical map of the world. Such a
tendency is clearly observed in the spiritual, social, educational, and scientific spheres.
The worldview of the educators was the value orientation, norms of behavior, target
guidance. They reflected the evolution of personal interests, the specifics of national
manners, behavior focus in the context of the spatial-temporal continuum.