Дисертація присвячена проблемі музично-просвітницької діяльності студентів
університету як педагогічній умові самореалізації особистості. Дослідження
передбачало розробку й обґрунтування педагогічних умов, змісту, форм і методів
музично-просвітницької діяльності студентів, які забезпечують їх успішну
самореалізацію. У роботі обґрунтовано зміст і структуру понять «музично-
просвітницька діяльність», «самореалізація студента»; розкрито зміст, функції та
особливості виховного впливу музично-просвітницької діяльності на самореалізацію
студентів; визначено критерії, показники і рівні самореалізації студентів у
позанавчальній музично-просвітницькій діяльності. Практичне значення результатів
дослідження засвідчує реальну цінність розробленої і впровадженої науково-
методичної програми на допомогу вчителям музики «Позаурочна музично-
просвітницька діяльність». Запропоновано структурно-функціональну модель
музично-просвітницької діяльності, що впливає на самореалізацію студентів.
Розроблено та апробовано методичні рекомендації «Самореалізація особистості
студента в умовах музично-просвітницької діяльності».
Результати наукового дослідження дозволили підтвердити ефективність
запропонованого алгоритму позанавчальної музично-просвітницької діяльності,
спрямованої на самореалізацію студентів.
Диссертация посвящена проблеме самореализации личности в условиях
музыкально-просветительской деятельности. В работе теоретически раскрыто
понятие самореализации личности и обозначены ее основные функции в
современных условиях развития внеучебной системы воспитания; обосновано
особенности музыкально-просветительской деятельности как приоритетного
направления воспитания; выяснено современное состояние музыкально-
просветительской деятельности в условиях ВУЗа; разработаны показатели, критерии
и выявлены уровни самореализации личности; экспериментально апробирована
структурно-функциональная модель процесса самореализации личности в условиях
музыкально-просветительской деятельности; обоснованы педагогические условия
музыкально-просветительской деятельности, что способствуют самореализации
личности.
С целью решения обозначенной цели научного исследования разработана и
внедрена структурно-функциональная модель музыкально-просветительской
деятельности, что влияет на самореализацию студентов, которая отражает
следующие составные: цель, задачи, принципы, содержание, формы и методы
уровни и критерии, а также педагогические условия формирования самореализации.
Структурно-функциональная модель самореализации личности позволила выявить
значимость влияния разработанных педагогических условий, их содержание, методы
и методики формирования самореализации личности во внеучебной деятельности, а
также пути их внедрения, направленные на самореализацию студентов.
Обоснованы критерии и показатели самореализации: информационно-
ориентационный, мотивационно-ценностный, практически-операционный,
рефлексивно-оценочный.
В ходе исследования нами обоснованы и внедрены специальные методы и
формы работы с учащимися и студентами: создана Школа любителей музыки, для
старших курсов был введен спецкурс "Внеучебная музыкально-просветительская
деятельность учителя музыки и социум", организована деятельность творческих
групп ("Любители оперного искусства", "Народники", "Трубадуры", "Лирики"),
диспуты ("Я и социум", "Моя позиция"), деловые игры ("Куратор. Организатор.
Ведущий"), что способствовало росту активности и самореализации студентов,
проведена социально-направленная программа и прочитаны лекции-беседы (темы:
"Музыка и духовность как перспективное воспитательное задание", "Эстетический
аспект народного творчества", "Социально-воспитательные технологии
музыкального воспитания молодежи", "Музыка и наше мировосприятие").
По результатам экспериментальной работы подтверждена эффективность и
целесообразность структурно-функциональной модели музыкально-
просветительской деятельности, что влияет на самореализацию студентов. Практическое значение полученных результатов исследования заключается во
внедрении педагогических условий, форм и методов внеучебной музыкально-
просветительской деятельности как факторов влияния на эффективность
самореализации студентов.
The dissertation is devoted to the issue of university student’s music education
activities as the educational condition for person’s self-realization. The objective of the
research is to develop and to substantiate the educational conditions, content, forms and
methods of music education student’s activities that ensure successful students selfrealization.
In the work content and structure of the concepts of "musical education" and
"student self-realization" are disclosed; content, functions and peculiarities of educational
influence of musical education activity on students' self-realization are solved; criteria,
indicators and levels of self-realization of students in extra-curricular musical education
activities are determined. The research results demonstrate the practical significance. The
scientific value is confirmed by the developed and implemented scientific and
methodological program for music teachers “Extracurricular Music Education Activities”.
The structural-functional model of music education activities that affects the formation of
students’ self-realizations is suggested. The methodological recommendations “The
Student Self-realization in the Music Education Activity” are developed and tested.
The results of scientific research allowed to confirm the effectiveness of the proposed
algorithm for extracurricular music education activity which aimed the formation of
students’ self-realization.