Digital Repository
Dragomanov
Ukrainian State University

Становлення та розвиток навчальної книги для розумово відсталих дітей в Україні (1917-2000 рр.)

ISSN: 2310-8290

Show simple item record

dc.contributor.author Чепурна, Людмила Георгіївна
dc.date.accessioned 2018-04-04T06:58:00Z
dc.date.available 2018-04-04T06:58:00Z
dc.date.issued 2017
dc.identifier.citation Чепурна, Л. Г. Становлення та розвиток навчальної книги для розумово відсталих дітей в Україні (1917-2000 рр.) : автореф. дис. ... канд. пед. наук. 13.00.03 / Людмила Георгіївна Чепурна ; [Наук. кер. В. Є. Турчинська] ; М-во освіти і науки України ; Нац. пед. ун-т імені М. П. Драгоманова. - Київ, 2017. – 20 с. ua
dc.identifier.uri http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/18592
dc.description.abstract Дисертаційне дослідження присвячене цілісному історико-педагогічному аналізу процесу становлення та розвитку навчальної книги для розумово відсталих дітей в Україні. Виділені та обґрунтовані етапи розвитку навчальної книги для дітей з інтелектуальними порушеннями в Україні. Визначено суспільно-політичні, соціально-економічні та організаційно- педагогічні чинники, що впливали на процес теорії і практики становлення та розвитку спеціального шкільного підручника. Висвітлені суперечності й особливості розвитку змісту шкільних підручників у визначених етапахта перспективні шляхи їх подальшого вдосконалення. З’ясована інноваційна роль українських дефектологів у становленні та розвиткові підручників для допоміжної школи. ua
dc.description.abstract Диссертационное исследование посвящено целостному историко- педагогическому анализу процесса становления и развития учебной книги для умственно отсталых детей в Украине с 1917 по 2000 годы. В работе охарактеризованы базовые понятия исследования: «учебник», «функции учебника», «структура учебника», осуществлен историографический анализ учебников в выделенные периоды. Фундаментальным понятием проблемы является категория «учебник» - вид учебной литературы, предназначенный для презентации знаний и видов деятельности по конкретному учебному предмету в соответствии с государственным стандартом образования, требованием учебной программы с учетом особенностей предмета, типа школы, возрастных и интеллектуальных особенностей учеников. Проанализирован процесс становления и развития учебных книг для детей с интеллектуальными нарушениями, последовательность которых связана с реформированием системы специальной педагогики, разработкой концепций теоретико-методологических основ обучения и воспитания детей с интеллектуальными нарушениями, изменениями организационно-педагогических и научно-педагогических аспектов. Выделены и научно обоснованы этапы развития учебной книги для детей с интеллектуальными нарушениями в Украине. Первый этап (1929-1941 гг.) – этап начального становления учебников для вспомогательных школ. Это стадия научного поиска взвешенных подходов к разработке содержания школьных учебников для детей с интеллектуальными нарушениями. Второй этап (1943-1960 гг.) – этап интенсификации процесса обеспечения вспомогательного обучения специальными учебниками. Основными тенденциями этапа были усиление коррекционной направленности содержания учебника, конкретизация требований к объему знаний и умений учащихся вспомогательной школы. Третий этап (1960-1990 гг.) – этап развития научно-методических основ разработки учебников для вспомогательных школ. Особое внимание уделялось методическим экспериментальным поискам, направленным на совершенствование содержания специальных школьных учебников, определение коррекционной направленности заданий в них. Четвертый этап (1990-2000 гг.) – современный этап развития специального учебника в независимой Украине. Охарактеризованы перспективы развития, выяснены особенности содержания учебных книг для детей с интеллектуальными нарушениями и определены пути их дальнейшего совершенствования. На каждом этапе определены факторы, которые оказывали влияние на развитие учебной книги для детей с интеллектуальными нарушениями. Показана важность изучения и отслежена динамика развития учебников для детей с интеллектуальными нарушениями в зависимости от отображения в их компонентах требований к реализации основного для олигофренопедагогики принципа коррекционной направленности учебно-воспитательного процесса для усиления развития и социализации личности ученика. Выявлены тенденции, особенности и противоречия развития содержания учебников в выделенные периоды. Освещен вклад украинских дефектологов – авторов учебников, которые внесли особенно значительный вклад в становление и развитие специальных учебников для детей с интеллектуальными нарушениями. ua
dc.description.abstract The dissertation is devoted to a comprehensive historical and pedagogical analysis of the process of formation and development of a textbook for mentally retarded children in Ukraine. The stages of the development of a textbook for children with intellectual disabilities in Ukraine have been identified and substantiated. Socio-political, socio-economic and organizational-pedagogical factors that influenced the process of theory and practice of formation and development of a special school textbook were determined. The contradictions and peculiarities of the development of the content of school textbooks in certain stages and prospective ways of their further improvement are highlighted. The innovative role of Ukrainian defectologists in the formation and development of textbooks for the auxiliary school is determined. ua
dc.language.iso uk ua
dc.publisher Вид-во НПУ імені М. П. Драгоманова ua
dc.subject шкільний підручник ua
dc.subject функції підручника ua
dc.subject діти з інтелектуальними порушеннями ua
dc.subject етапи ua
dc.subject тенденції ua
dc.subject процес підручникотворення ua
dc.subject школьный учебник ua
dc.subject коррекционная направленность ua
dc.subject функции учебника ua
dc.subject дети с интеллектуальными нарушениями ua
dc.subject этапы ua
dc.subject тенденции ua
dc.subject процесс создания учебников ua
dc.subject school textbook ua
dc.subject textbook functions ua
dc.subject children with intellectual disabilities ua
dc.subject stages ua
dc.subject tendencies ua
dc.subject process of textbook creation ua
dc.subject.classification 376-056.36.091.3«1917/2000»(091)(043.3) ua
dc.title Становлення та розвиток навчальної книги для розумово відсталих дітей в Україні (1917-2000 рр.) ua
dc.type Other ua


Files in this item

This item appears in the following Collection(s)

Show simple item record

Search DSpace


Browse

My Account

Statistics