Цифровий репозитарій
Українського державного університету
імені Михайла Драгоманова

Формування методичної компетентності майбутніх учителів фізики в процесі практичних занять з методики навчання фізики

ISSN: 2310-8290

Показати скорочений опис матеріалу

dc.contributor.author Семерня, Оксана Миколаївна
dc.date.accessioned 2018-04-03T07:55:22Z
dc.date.available 2018-04-03T07:55:22Z
dc.date.issued 2017
dc.identifier.citation Семерня, О. М. Формування методичної компетентності майбутніх учителів фізики в процесі практичних занять з методики навчання фізики : автореф. дис. ... д-ра. пед. наук. 13.00.02 / Оксана Миколаївна Семерня ; [Наук. конс. П. С. Атаманчук] ; М-во освіти і науки України ; Нац. пед. ун-т імені М. П. Драгоманова. - Київ, 2017. – 40 с. ua
dc.identifier.uri http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/18580
dc.description.abstract У дисертації вперше запропоновано нову педагогічну концепцію формування методичної компетентності майбутніх учителів фізики в процесі практичних занять з методики навчання фізики, яка забезпечує якість і результативність вищої освіти та створює передумови становлення високо- компетентністного фахівця цієї галузі. Розроблена концепція розкриває напрями теорії управління пізнавальними процесами в аспектах дієвості та діяльності здобувачів вищої освіти: під час систематичного контролювання успішності майбутніх учителів фізики. У ході проведення дослідження проаналізовано психолого-педагогічні чинники формування методичної компетентності майбутніх учителів фізики в процесі практичних занять з методики навчання фізики, визначено теоретичні передумови впровадження навчально-методичних завдань диференційованого змісту для формування методичної компетентності майбутніх учителів фізики, показано характерні особливості дієвості та діяльності майбутніх учителів фізики в процесі практичних занять з методики навчання фізики. На цій основі вперше створена педагогічна концепція організації та проведення практичних занять з методики навчання фізики у вищих закладах освіти за рівнями компетентнісних кваліфікацій фахівця; удосконалено теорію та методику навчання фізики у вищій школі і досліджено новий ефект компетентнісного підходу; оновлено структуру і зміст вищої освіти в Україні та розроблено нову систему навчання шкільної фізики і методики її викладання. Структура цієї концепції віддзеркалює результативну систему формування методичної компетентності майбутнього вчителя фізики у процесі організації і проведення практичних занять з методики навчання фізики в ракурсі компетентнісного становлення фахівця. У роботі акцентовано дослідження нового ефекту компетентнісного підходу, який сприятиме становленню професійної підготовки фахівців та виділена ідея: інтегрувати систему вищої освіти України у світову систему вищої освіти при збереженні та розвитку досягнень і традицій української вищої школи. Описано методику організації та проведення експерименту, проаналізовано його результати. ua
dc.description.abstract В диссертационной работе впервые представлена разработка результативной концепции формирования методической компетентности будущих учителей физики в процессе практических занятий по методике обучения физике в ракурсе компетентностного и интегрированного подходов. Впервые предложены теоретические основы создания учебного и методического обеспечения для реализации содержания физико- педагогического высшего образования и достижения инновационного качества, результативности обучения методики физики на единой теоретико- методической основе с соблюдением содержательно-логической целостности и учетом системообразующих факторов. Впервые предложена критериальная основа определения состава и содержательного наполнения учебных и методических материалов для их интеграции в учебно-методический комплекс в контексте государственных требований к уровню профессиональной подготовки будущих учителей физики. Впервые предложен учебно-методический комплекс «Педагогическое высшее образование: методика обучения физике» как качественная и результативная модель обучения физике и методике ее преподавания в педагогической высшей школе в соответствии с целями и задачами обучения, содержанием и структурой научного знания, а также психолого- педагогическими условиями. Комплекс содержит следующие составляющие: монографию, учебные пособия, учебные, рабочие и целевые программы, комплект из вариантов модульных контрольных работ, методические разработки практических занятий, опорные конспекты практических занятий, учебно-методические задачи для формирования методической компетентности будущих учителей физики, задания для самостоятельной работы студентов, тематику индивидуальных исследовательских задач для студентов, перечень вопросов к зачету и экзамену; содержательное наполнение инвариантной и вариативной составляющих обучения методике физики; методическое обеспечение для формирования мировоззренческих ориентаций у будущих учителей физики. Впервые, в условиях перехода на кредитно-модульное обучение и интеграции его в мировое образовательное пространство, теоретически и методически обоснованы образовательные и мировоззренческие стратегии содержания составляющих учебно-методического комплекса «Педагогическое высшее образование: методика обучения физике», регулятивной основой которого служит инновационная модель учителя физики в условиях компетентностного подхода в обучении, а именно: методические особенности и содержательное наполнение структурных компонентов учебных пособий «Дидактическое обеспечение практических занятий по курсу «Методика обучения физике» (общие вопросы)», «Практические занятия по МПФ в основной школе», «Практические занятия по МПФ в старшей школе» и использовании в них инноваций, направленных на формирование у студентов методической компетентности по методике обучения физике, выявление их интеллектуального потенциала. Усовершенствована теория и методика обучения физике в педагогической высшей школе и исследован новый эффект компетентностного подхода. Показано, что прогнозируемость в обучении физике в старших классах становится возможной в процессе привлечения студентов-практикантов к профориентационной работе с подростками. Впервые доказано, что действенность определяется профессиональными действиями будущего специалиста с помощью выполнения основных задач активной педагогической практики, внедрения собственных научно- методических разработок в педагогический процесс изучения школьной физики, обработкой полученных экспериментальных материалов методами математической статистики, использовании этих данных в дипломной работе и в ее представлении, обнародовании перед аудиторией специалистов. Отмечено, что обеспечение прогнозируемости обучения физике в старших классах побуждает будущего учителя физики к проявлению своих профессиональных знаний в этом ракурсе и прохождению активной педагогической практики с определенной целью – приобщением к профориентационной работе со старшеклассниками. Показано, что студенты-практиканты выступают как трансляторы современной физической картины мира, популяризаторы новых технических идей, научных открытий, они играют значительную роль в привлечении старшеклассников к изготовлению физических самодельных приборов, конструированию новых физических моделей и установок. Все эти аспекты активизируют познавательно-поисковую деятельность учащихся в дальнейшем изучении физики, а студентов-практикантов такая активная профориентационная деятельность побуждает к выявлению в действии полученных в университете профессиональных знаний. Впервые доказано, что формирование методической компетентности будущего учителя физики при прохождении активной практики напрямую зависит от целевой установки, которую студенты получили в процессе проведения практических занятий по дисциплине «Методика обучения физике», поскольку на протяжении каждого периода аудиторного времени овладевали профессиональными знаниями путем выполнения учебно-методических задач по методике обучения физике и представлении их перед аудиторией. Получили дальнейшее развитие методические подходы к структуре и содержанию педагогического высшего образования в Украине, а также разработке новой концепции качественно-результативного обучения школьной физике и методике ее преподавания. ua
dc.description.abstract In the dissertation describes a new pedagogical concept of formation of methodical competence of future teachers of physics in the process of practical training on methods of teaching physics. The concept of the dissertation research realizing the effectiveness of pedagogical component implements methods of teaching physics at the present stage of development of higher education in Ukraine. The main idea of the dissertation research is the systematic implementation of the monitoring results of training of the Future Teachers of Physics on the regulatory discipline "Methods of teaching of physics". Thus provided efficiency, at each workshops. The Effectiveness of is evaluated time. The theoretical foundations of the creation of educational and methodical support for the realization of the content of physical and pedagogical higher education and the achievement of innovative quality, the effectiveness of teaching the methodology of physics on a joint theoretical and methodical basis with observance of the content-logical integrity and taking into account system-forming factors were proposed for the first time. For the first time, the criterial basis for determining the composition and content of educational and methodological materials for their competent integration into the teaching and methodological complex in the context of state requirements to the level of professional training of future physics teachers was proposed. This work has been experimentally verified the effectiveness of the newly developed system of Formation of Methodical Competence of the Future Teacher of Physics. It gave positive results statistics. Also introduced a new system of Formation of Methodical Competence of the Future Physics Teachers in the Process of Practical Training on Methods of Teaching Physics with didactic software. This made it possible to implement a new concept of on a large scale. ua
dc.language.iso uk ua
dc.publisher Кам’янець-Поділ. нац. ун-т імені Івана Огієнка ua
dc.subject практичні заняття ua
dc.subject методична компетентність ua
dc.subject концепція формування методичної компетентності ua
dc.subject моделювання пізнавальної діяльності ua
dc.subject опорні конспекти до практичного заняття ua
dc.subject навчально-методичні завдання ua
dc.subject практические занятия ua
dc.subject методическая компетентность ua
dc.subject концепция формирования методической компетентности ua
dc.subject моделирование познавательной деятельности ua
dc.subject опорные конспекты к практическим занятиям ua
dc.subject учебно-методические задания ua
dc.subject Practical Training ua
dc.subject Methodological Competence ua
dc.subject The Concept of Forming Methodological Competence ua
dc.subject Modelling of Cognitive Activity ua
dc.subject Supporting Notes for Practical Exercises ua
dc.subject Educational and Methodical Tasks ua
dc.subject.classification 378.147:53(043.3) ua
dc.title Формування методичної компетентності майбутніх учителів фізики в процесі практичних занять з методики навчання фізики ua
dc.type Other ua


Долучені файли

Даний матеріал зустрічається у наступних фондах

Показати скорочений опис матеріалу