Здійснено концептуалізацію теоретико-методологічних засади дослідження самосвідомості особистості у філософському дискурсі. Проаналізовано актуалізацію теми особистості у історико-філософській ретроспективі від Античного стоїцизму і неоплатонізму до нашого часу. Проаналізовано проблему співвідношення особистості та культури, а також філософсько-антропологічних засновків формування самосвідомості особистості. Виявлено роль освіти та виховання у справі становлення самосвідомості особистості. Досліджено філософсько-антропологічні та культурні чинники становлення самосвідомості особистості, їх взаємний зв’язок та взаємодію. Проаналізовано вплив освіти та виховання на формування самосвідомості особистості. Прослідковано історичну ґенезу розуміння мови як чинника суспільної життєдіяльності і засобу формування самосвідомості особистості. Здійснено філософську рефлексію функцій мови в суспільстві. Виявлено суперечності реалізації мовних стратегій та мовних практик в сучасному світі. Проаналізовано місце та роль української мови серед основних мов світу. Досліджено можливості та умови підвищення ефективності впровадження української мови у навчальний процес.
В работе осуществлена концептуализация теоретико-методологических оснований исследования самосознания личности в философском дискурсе. Проанализирована актуализация темы личности в историко-философской ретроспективе от Античного стоицизма и неоплатонизма до нашего времени. Проанализирована проблема соотношения личности и культуры, а также философско-антропологические предпосылки формирования самосознания личности. Выявлена роль образования и воспитания в вопросе становления и самосознания личности. Исследованы философско-антропологические и культурные факторы становления самосознания личности, их взаимосвязь и взаимодействие. Проанализировано влияние образования и воспитания на формирование самосознания личности.
Доказано, что языковая проблема в Украине заключается не только в чисто филологической, но и в социальной и психологической плоскости. С развитием человечества активизируются контакты различных этносов, однако речь каждого из них продолжает отражать не только общие характеристики, но и реализует специфику ментальности народов, что не находит воплощение в искусственно созданных языковых конструкциях. Рассматривая соотношение "живых" и "искусственных" языков в условиях глобализации, отмечено, что преимущество "живых" языков продолжает сохраняться. Все более отчетливо встает проблема неравноправия языков, которая определяется преобладанием в мире наиболее развитых в экономическом плане государств, язык которых (прежде всего, английский) фактически навязывается другим странам. Доказано, что «протекционистские» меры к родному языку в таких случаях выглядят не консервативным сопротивлением общему прогрессу человечества, а естественной реакцией, направленной на защиту культуры и традиций своего народа.
Показано, что сохранение и развитие украинского языка является основой безопасности украинской нации и на ее защиту должны быть направлены действия государства, поскольку человек выступает конкретно-исторической и национально-культурной индивидуальностью. Формирование национального самосознания личности предполагает: осознание отдельности своего языка как средства этнической самоидентификации личности; видение пространственного и временного поля украинского языка как феномена единства, целостности украинской нации и отражения языкового самосознания украинца в его языке.
Проанализирован исторический генезис понимания языка как фактора общественной жизнедеятельности и средства формирования самосознания личности. Осуществлена философская рефлексия функций языка в обществе. Выявлены противоречия реализации языковых стратегий и языковых практик в современном мире. Проанализировано место и роль украинского языка среди основных языков мира. Исследованы возможности и условия повышения эффективности внедрения украинского языка в учебный процесс.
The conceptualization of theoretical and methodological approaches to self-consciousness research in philosophical discourse is performed. The actualization of personality problem is analyzed from the historical and philosophical retrospective – from Antic Stoicism and Neo-Platonism to present times. The problem of personality and culture correlation as well as philosophical-anthropological premises of self-consciousness formation are analyzed. The role of nurture in shaping personality’s self-consciousness is defined. The philosophical-anthropological and cultural determinants of establishing personality’s self-consciousness are discovered. Personal interrelation and interaction are also analyzed.
The historical genesis of language perception as a factor of social life-sustaining activity as well as the means of shaping self-consciousness of personality is explained. The philosophical reflection of language functions in society is performed. The contradictions of the language strategies and language practices implementation are defined. The place and role of the Ukrainian language among the main world languages are analyzed. The abilities and conditions for enhancing the effectiveness of practical use of the Ukrainian language during the educational process are discovered.