У роботі здійснено філософсько-освітнє обґрунтування концептуальних
основ та систематизацію актуальних імперативів підготовки професіоналів з
інноваційної діяльності. Дослідження актуалізовано потребою підготовки
професіоналів з інноваційної діяльності в межах послідовної концепції,
положення якої відповідають вимогам часу та забезпечать
конкурентоспроможність фахівців на сучасному етапі розвитку суспільства.
Обґрунтовано категоріальний апарат дослідження концептуальних основ
підготовки професіоналів з інноваційної діяльності, проаналізовано історичну
ґенезу інновації як соціокультурного феномену та концептуалізовано
проблемне поле підготовки професіоналів з інноваційної діяльності. Визначено
евристичні методологічні підходи дослідження та специфічне місце
інноваційних процесів у сучасній соціокультурній динаміці. Здійснено
конкретизацію особистісно-психологічних компетенцій та професійних вимог
до фахівця з інноваційної діяльності, а також концептуалізовано особливості
сучасного стану підготовки фахівців з інновацій в Україні та провідних країнах.
Досліджено досвід співпраці університетів і підприємств та оцінені його
можливості щодо забезпечення актуальності змісту освіти з управління
інноваціями. На підставі цього здійснено футурологічну оцінку перспектив
розвитку вітчизняних освітніх програм підготовки професіоналів з інноваційної
діяльності та запропоновано авторську модель підготовки професіоналів з
інноваційної діяльності на основі порівняльного аналізу наявних освітніх
моделей українського освітнього простору.
В работе осуществлено философско-образовательное обоснование
концептуальных основ и систематизацию актуальных императивов подготовки
специалистов по инновационной деятельности. Исследование актуализировано
необходимостью подготовки специалистов по инновационной деятельности в рамках последовательной концепции, положения которой соответствуют
требованиям времени и обеспечат конкурентоспособность таких специалистов
на современном этапе развития общества. Высокий социальный этос инноваций
выдвигает потребность в подготовке специалистов, способных осуществлять
полный цикл управления инновационной деятельностью.
Обосновано категориальный аппарат исследования концептуальных основ
подготовки специалистов по инновационной деятельности, а также
проанализировано исторический генезис инновации как социокультурного
феномена и концептуализировано проблемное поле подготовки специалистов
по инновационной деятельности. Определены эвристические методологические
подходы исследования и специфическое место инновационных процессов в
современной социокультурной динамике. Осуществлена конкретизация
личностно-психологических и профессиональных требований к специалисту по
инновационной деятельности, а также концептуализированы особенности
подготовки специалистов по инновациям в Украине и ведущих странах мира.
Автором исследован опыт сотрудничества университетов и предприятий,
оценены его возможности по обеспечению актуальности содержания
образования по управлению инновациями. На основании этого осуществлена
футурологическая оценка перспектив развития отечественных образовательных
программ подготовки специалистов по инновационной деятельности, а также
разработана авторская модель подготовки специалистов по инновационной
деятельности на основе сравнительного анализа существующих
образовательных моделей украинского образовательного пространства.
Акцентировано внимание на необходимости снятия противоречий бинарной
оппозиции «традиция - инновация» в контексте модернизации образования
путем рационального сочетания традиций и инноваций, с сохранением
действенных подходов существующей системы подготовки, однако, с
привлечением прогрессивного опыта, эффективность которого предварительно
обоснована с использованием методологических подходов философии
образования. Показано, что для обеспечения эффективности подготовки
специалистов по инновациям, система образования должна качественно и гибко
адаптироваться к рыночным потребностям; аксиологическим приоритетом
должна стать инновационная культура личности; требуют обновления
когнитивные стратегии подготовки специалистов; теория подготовки
профессионалов должна резонировать с непосредственной практикой
внедрения инноваций. Выявлено, что проблемное поле феномена подготовки
специалистов по инновационной деятельности находится в состоянии
кристаллизации: философско-образовательная рефлексия продемонстрировала,
что к концу ХХ в. не существовало систем специальной подготовки к
инновационной деятельности.
The work carried out the philosophical and educational substantiation of the
conceptual bases as well as systematization of topical imperatives of training of
professionals on innovation activities. The research has been actualized by the need
to train professionals on innovation within the framework of a consistent concept that
meets the requirements of the time and will ensure the competitiveness of such
specialists at the present stage of society's development.
The research substantiated the categorical apparatus for researching of the
conceptual bases of training of professionals on innovation activity as well as the
historical genesis of the origination of innovation as a socio-cultural phenomenon
was analyzed at the problem field of training of professionals on innovation activity.
Author succeeded in substantiating of the heuristic methodological approaches of
research as well as determining the specific place of innovation processes in
contemporary socio-cultural dynamics. The concretization of personalitypsychological
competencies and professional requirements for a specialist in
innovation activity was performed, as well as the conceptualization of the
peculiarities of the current state of training of innovations specialists in Ukraine and
the leading countries of the world.
The author examines the experience of cooperation between universities and
enterprises and evaluates one’s ability to ensure the relevance of the content of
education on innovation management. On this basis, it was possible to carry out a
futurological assessment of the prospects for the development of national educational
programs for the training of professionals in innovation activities, as well as to offer
an author's model of training of professionals on innovation basing on comparative
analysis of existing educational models of the Ukrainian educational space.