Digital Repository
Dragomanov
Ukrainian State University

Розвиток історичної пропедевтики в українській школі

ISSN: 2310-8290

Show simple item record

dc.contributor.author Мисан, Віктор Олександрович
dc.date.accessioned 2017-10-24T07:06:07Z
dc.date.available 2017-10-24T07:06:07Z
dc.date.issued 2003
dc.identifier.citation Мисан В. О. Розвиток історичної пропедевтики в українській школі : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / В. О. Мисан ; наук. кер. О. І. Пометун ; Національний педагогічний університет імені М. П. Драгоманова. - Київ, 2003. - 19 с. ua
dc.identifier.uri http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/16022
dc.description.abstract У дисертаційному дослідженні розроблено періодизацію розвитку початкової історичної освіти, проаналізовані шляхи генези змісту й практики шкільної історичної пропедевтики, визначено сутність поняття “історична пропедевтика”, структурні компоненти та принципи, згідно яких на різних етапах шкільництва укладалися початкові курси історії, узагальнено сучасні тенденції у розвитку початкових курсів історії, що дозволить прогнозувати подальше майбутнє історичної пропедевтики. На основі тривалого педагогічного спостереження систематизовано класифікацію уроків із початкових курсів історії за типологічними й видовими ознаками, розроблено навчально-методичне забезпечення сучасного пропедевтичного курсу історії України для загальноосвітньої школи; обґрунтовано доцільність використання навчально-методичних комплексів з історичної пропедевтики; до наукового обігу введено нові документи, історичні факти, які дають можливість створити цілісне уявлення про розвиток шкільної історичної пропедевтики. ua
dc.description.abstract В диссертационном исследовании определена сущность понятия “историческая пропедевтика“ как начального курса для ознакомления с историей, в основе которого важнейшие исторические события государства, страницы из жизни народа и его известных представителей. Анализ развития исторической пропедевтики в украинской школе позволил выделить ее пять основных периодов: І-й – XVIII в.: становление начального исторического образования и пропедевтических курсов; ІІ-й – ХІХ в.: формирование начального исторического образования и пропедевтических курсов как составных школьного исторического образования; ІІІ-й – 1900–1920 гг.: формирование начального исторического образования как составной части школьного исторического образования в условиях возрождения Украинского государства и национальной школы: а) 1900–1917 гг. – функционирование исторической пропедевтики в условиях революционных изменений начала ХХ в. и под воздействием Первой мировой войны; б) 1917–1920 гг. – историческая пропедевтика как учебная дисциплина украинской национальной школы; IV-й – 1920 – 1991 гг.: развитие начального исторического образования в условиях советской школы: а) 1920 – начало 1930-х – развитие начального исторического образования в период становления советской власти; б) 1934 – конец 1960-х – функционирование исторической пропедевтики в начальной школе; начало 1970-х – 1991 г. – изучение курса ”Эпизодические рассказы истории СССР “ в основной школе; V–й – с 1991 г..: формирование содержания и методики преподавания начального исторического образования и пропедевтического курса истории Украины: а) 1991 – 1992 гг. – внедрение начального курса истории Украины, апробация проекта программы исторической пропедевтики; б) с 1993 г. – начальный курс истории Украины как обязательная дисциплина национальной общеобразовательной школы. Проведенное исследование подтверждает мысль о том, что содержание исторической пропедевтики зависит от общественно-политических, социально-экономических и культурно-образовательных факторов. Оно определялось образовательными системами стран, в которые входили украинские земли. С провозглашением независимости Украины и возрождением системы национального образования начался новый этап формирования исторической пропедевтики, основу которой составляет история Украины. В исследовании подтверждена мысль о том, что историческая пропедевтика осуществляет непосредственное влияние на формирование общественного и исторического сознания, поэтому ее использовали, как средство воспитания подрастающего поколения на всех этапах развития. Методика исторической пропедевтики совершенствовалась в процессе развития школьного исторического образования. Сегодня она призвана решать образовательно-воспитательные и развивающие задачи с использованием коллективных и индивидуальных форм работы. Урок, как основная форма обучения, традиционно был и остается основным инструментом исторической пропедевтики в осуществлении ее задач. Развитие урока способствовало расширению его типологического и видового ряда. Современная характеристика урока начального курса истории невозможна без учета его типа и вида (формы). Типологический ряд уроков с исторической пропедевтики составляют: урок изучения нового материала и формирования умений; урок проверки знаний и умений; урок обобщений и систематизации знаний; комбинированный урок. Видовой ряд уроков составили: игровые, наглядные, словесные, наглядно-игровые, наглядно-словесные, словесно-игровые. В современной украинской школе историческая пропедевтика функционирует на двух уровнях: І–й – начальная школа, где исторические знания получают на уроках чтения и интегрированных курсов; ІІ–й – основная школа, где изучается начальный курс “история Украины”. Прогнозируя развитие исторической пропедевтики на ближайшее десятилетие и учитывая тенденцию интегрирования отечественной истории как базового компонента с историческим краеведением, считаем, что будет происходить более глубокая интеграция отечественной истории с краеведением, что поможет реализовать модель: “История края – история отечества – история соседних стран – история мира“. ua
dc.description.abstract In the thesis investigation the nature of the concept "historical propedevtics" is defined, the periodization of the development of primary historical education is compiled, the ways of genesis of the contents and practice of school historical propedevtics are analysed. The structural component and principles are defined according to which the primary history courses on various stages of schooling were compiled. The contemporary tendencies in the development of primary history courses are summarized that will help to forecast the future of historical propedevtics. On the strength of the prolonged pedagogical observation the classification of lessons in primary history courses is systemized according to the standard and specific features, educational methodic supply of contemporary propedevtic history of Ukraine courses for secondary school is developed; the expediency of the use of educational-method complex in historical propedevtics is substantiated; new documents, historical facts are put into general scientific use that give opportunity to form integrated conception as for the development of school historical propedevtics. ua
dc.language.iso uk ua
dc.publisher ПП Олійник м. Рівне ua
dc.subject історична пропедевтика ua
dc.subject методика викладання ua
dc.subject навчально-методичний комплекс ua
dc.subject початкова історична освіта ua
dc.subject тип уроку ua
dc.subject историческая пропедевтика ua
dc.subject методика преподавания ua
dc.subject начальное историческое образование ua
dc.subject тип урока ua
dc.subject учебно-методический комплекс ua
dc.subject historical propedevtics ua
dc.subject primary historical education ua
dc.subject methods of teaching ua
dc.subject the type of the lesson ua
dc.subject the form of the lesson ua
dc.subject teaching – methodological complex ua
dc.subject.classification 372.893 ua
dc.title Розвиток історичної пропедевтики в українській школі ua
dc.type Other ua


Files in this item

This item appears in the following Collection(s)

Show simple item record

Search DSpace


Browse

My Account

Statistics