Цифровий репозитарій
Українського державного університету
імені Михайла Драгоманова

Наукові основи техніки як складова загальної освіти у початковій школі Польщі

ISSN: 2310-8290

Показати скорочений опис матеріалу

dc.contributor.author Крашевскі, Кшиштоф
dc.date.accessioned 2017-10-11T12:58:10Z
dc.date.available 2017-10-11T12:58:10Z
dc.date.issued 2003
dc.identifier.citation Крашевскі К. Наукові основи техніки як складова загальної освіти у початковій школі Польщі : автореф. дис. ... д-ра. пед. наук : 13.00.01 / Кшиштоф Крашевскі ; наук. конс. Д. О. Тхоржевський ; Національний педагогічний університет імені М. П. Драгоманова. - Київ, 2003. - 48 с. ua
dc.identifier.uri http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/15919
dc.description.abstract В дисертації досліджено проблему загальнотехнічної освіти учнів початкової школи в сучасній Польщі, переглянуто методологію освітніх завдань, удосконалено зміст та технології навчання предмету "техніка". Науково-обгрунтованим підгрунтям розробки технологізованих моделей навчання є авторська інтеграційно-варіативна концепція загальнотехнічної освіти в початковій школі. Визначено принципи та критерії конструювання змісту навчання, які розглядаються в дослідженні як проектні норми. Показано, що спроектований зміст розкриває нові широкі можливості впливу на розвиток дитини, де техніка виступає атрибутивним складником загального навчання. Основні результати дослідження можуть бути застосовані у загальноосвітній школі, у вищих педагогічних навчальних закладах, при написанні навчальних та методичних посібників, при підвищенні кваліфікації вчителів. ua
dc.description.abstract В диссертации исследована проблема общетехнического образования учащихся начальной школы в современной Польше, пересмотрена методология образовательных задач, усовершенствованы содержание и методы обучения предмету "техника". Научной основой разработки технологизированных моделей обучения является авторская интегративно-вариативная концепция общетехнического образования в начальной школе. Определены принципы и критерии конструирования содержания обучения, которые рассматриваются в исследовании как проектные нормы. Показано, что спроектированное содержание раскрывает широкие возможности для влияния на развитие ребенка, при котором техника выступает атрибутивной составляющей общего образования. Объектом исследования является учебно-воспитательный процесс в младших классах общеобразовательной школы Польши, предмет исследования - закономерности проектирования процесса обучения предмету "Техника" в 1-3 классах общеобразовательной школы Польши. Целью исследования является обеспечение научного обоснования содержания интегрированной области "Общетехническое образование", а также его эффективной реализации в 1-3 классах общеобразовательной школы. Научная новизна и теоретическое значение исследования состоит в определении ведущих концептуальных направлений общетехнического образования в национальных образовательных системах европейских стран. Доказано, что в условиях современного научно-технического прогресса общетехническая подготовка является органическим компонентом общего, а не только профессионального образования, показано, что общеобразовательная сущность общетехнической подготовки проявляется только при условии тесной связи природных, общественных и технических закономерностей и соответствующих знаний. Определены и проверены на практике эффективные варианты структурирования содержания общетехнической подготовки как образовательной области, научно обосновано содержание общетехнического образования в младшей школе, разработаны соответствующие критерии и принципы, интегративно-вариативная концепция общетехнического образования в начальной школе. Осуществлен новый подход к определению задач и сущности общетехнического образования в школе как эффективного способа развития личности учащихся 1-3 классов; определены целесообразные формы интеграции различных образовательных областей и доказана их эффективность, обосновано определение понятия "общетехническое образование" в условиях современного научно-технического прогресса, доказана возможность и целесообразность интеграции знаний из разных образовательных областей в младшей школе. Разработанная автором интегративно-вариативная концепция области "Общетехническое образование в 1-3 классах начальной школы" дает возможность научно обосновать принципы и критерии создания программ общетехнического обучения как проектные нормы и апробировать содержание обучения предмету "Техника" и соответствующие технологии, предложить модели технологизации, экспериментально проверить учебную эффективность и развивающе-дидактический потенциал виделенных моделей, а именно интеграции репродуктивной и творческой деятельности, комплексного подхода, метода проектов. Показаны существенные интеграционные возможности предмета "Техника", на содержание которого при проектировании проецируются научные знания по физике, химии, информатике и другим наукам, что преобразовывает этот предмет в своеобразное интегративное средство эффективного овладения в средней и старшей школе соответствующими учебными предметами. Теоретически и экспериментально проверены предложенные дидактические закономерности реализации обучения технике в рамках принципов обучения как процесса, принципов, которые отражают основы областей наук и принципов практической деятельности. Теоретическое значение работы состоит также в разработке оригинальных критериев сравнительного анализа разных национальных обарзовательных систем в Европе и, в частности, общетехнического образования, в результате чего обоснована и создана образовательная карта Европы. Практическое значение исследования состоит в том, что на основе спроектированного автором содержания общетехнического обучения в младшей школе и соответствующих технологий созданы систематические вариативные программы предмета "Техника". Практическое значение свидетельствует, что созданная авторская интегративно-вариативная концепция усовершенствует общетехническую подготовку учащихся 1-3 классов. Разработанное и структурированное содержание обучения предмету "Техника" воплощено в программе обучения, которая содержит пять взаимосвязанных разделов: техника вокруг нас, предупреждение опасности, практическая техническая деятельность, элементы культуры труда, профессиональная активность человека. ua
dc.description.abstract The dissertation deals with the problem of general technical education of primary school pupils of Poland nowadays. Methodology of instructional tasks is revised, the contents of instruction and instructional technologies are improved. The scientific grounds underlying development of technology-based instruction models include the athor's integrating and variating conception of general technical educution in primary school. Elicited are the principles and criteria used for devising of the contents of instruction; theses are being consided in the thesis as design norms. The design contents of instruction is proved to have good purspects in terms of effecting pupils' development, technical faciluties being attributive constituent of general education. The results of the research can be used in the work of schools for general education, in training prospective schools teachers, in improving teachers of this educational level, in the elaboration of methodological guides. ua
dc.language.iso uk ua
dc.publisher Вид-во НПУ імені М. П. Драгоманова ua
dc.subject початкова школа ua
dc.subject загальнотехнічна освіта ua
dc.subject техніка ua
dc.subject інтеграція ua
dc.subject педагогічний експеримент ua
dc.subject проектування ua
dc.subject інтегративно-варіативна концепція ua
dc.subject принципи ua
dc.subject критерії конcтруювання змісту ua
dc.subject освіта в Польщі та країнах Європи ua
dc.subject начальная школа ua
dc.subject общетехническое образование ua
dc.subject техника ua
dc.subject интеграция ua
dc.subject педагогический эксперимент ua
dc.subject проектирование ua
dc.subject интеграционно-вариативная концепция ua
dc.subject принципы ua
dc.subject критерии конструирования содержания ua
dc.subject образование в Польше и странах Европы ua
dc.subject elementary teaching ua
dc.subject general technological education ua
dc.subject technics ua
dc.subject integration ua
dc.subject tasks design of the content of teaching ua
dc.subject integration and variation conception ua
dc.subject principles ua
dc.subject criteria of the content design ua
dc.subject education in the Poland and other European countries ua
dc.subject.classification 372.4: 37.035.3 ua
dc.title Наукові основи техніки як складова загальної освіти у початковій школі Польщі ua
dc.type Other ua


Долучені файли

Даний матеріал зустрічається у наступних фондах

Показати скорочений опис матеріалу