Digital Repository
Dragomanov
Ukrainian State University

Дидактичні ігри під час вивчення алгебри та геометрії в 7-9-х класах

ISSN: 2310-8290

Show simple item record

dc.contributor.author Тополя, Лариса Василівна
dc.date.accessioned 2017-10-10T13:41:28Z
dc.date.available 2017-10-10T13:41:28Z
dc.date.issued 2003
dc.identifier.citation Тополя Л. В. Дидактичні ігри під час вивчення алгебри та геометрії в 7-9-х класах : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Лариса Василівна Тополя ; наук. кер. В. О. Швець ; Національний педагогічний університет імені М. П. Драгоманова. - Київ, 2003. - 19 с. ua
dc.identifier.uri http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/15893
dc.description.abstract У дисертації запропоновано науково-обґрунтовану методику проведення дидактичних ігор на уроках алгебри та геометрії в 7-9-х класах. Роботу виконано з урахуванням системи психолого-педагогічних закономірностей навчання. У дослідженні розв’язано завдання створення, організації та проведення дидактичних ігор на уроках алгебри та геометрії в 7-9-х класах на різних етапах навчально-виховного процесу з урахуванням вікових та індивідуальних особливостей підлітків. ua
dc.description.abstract В диссертации представлено научно обоснованную методику проведения дидактических игр на уроках алгебры и геометрии в 7-9-х классах. Роботу выполнено с учетом системы психолого-педагогических закономерностей обучения. В работе определены психолого-педагогические основы обучения математике на современном этапе построения учебно-воспитательного процесса с учетом требований современности. Значительное внимание уделено определению понятий “учебная деятельность”, “дидактическая игра”, анализу и определению ведущей деятельности ребенка при овладении социальным опытом и роли в ней игры. В исследовании дана характеристика деятельности подростка в процессе овладения социальным опытом, выделены психолого-физиологические особенности подростков, которые необходимо учитывать и которые формируются во время организации и проведения дидактических игр на уроках математики. Изменение приоритетов в деятельности подростков требует от организаторов учебно-воспитательного процесса использования таких его методов и форм, которые бы способствовали самовыражению и самоутверждению подростков. Такие возможности возникают в связи с внедрением дидактических игр в учебно-воспитательный процес на уроках математики. В работе выделены аспекты классификации дидактических игр, а именно: процессуальный, управленческий и социально-психологический, представлены характеристические признаки и основные требования к организации и проведению дидактических игр на уроках алгебры и геометрии в 7-9-х классах, среди которых присутствие учебной задачи, существование четко сформулированной проблемы с аргументацией цели и заданий деятельности, четкое распределение ролей среди участников игры, наличие системы стимулов, эмоциональность и динамичность процесса учебной и игровой деятельности. Исследования, проведенные в процессе эксперимента, показали, что введение дидактических игр в обучение математики – процесс многоуравневой и включает в себя концептуальный (постановка учебной задачи, выбор формы игры), операционный (типологизация учебной игры, учет игровых и учебных целей) и технический (подготовка указаний, которые должны обеспечить коректное управление учебно-игровой деятельностью учеников) уровни реализации. В ходе исследования выявлены шесть основных групп условий эффективности использования дидактических игр на уроках алгебры и геометрии в 7-9-х классах: 1) условия, которые обеспечивают формирование социальной и познавательной активности как основных характеристик подростка; 2) условия, которые обеспечивают развитие самостоятельности подростка; 3) условия, которые обеспечивают развитие способности к самореализации и саморегулированию учебной деятельности во время игры; 4) условия, которые обеспечивают возможность проявления индивидуальности личности подростка; 5) условия, которые обеспечивают согласованность личных желаний подростка с социоально-полезной направленностью их деятельности; 6) условия, которые обеспечивают рациональное соединение педагогического руководства и самостоятельной деятельности подростка. В исследовании решена задача организации и проведения дидактических игр на уроках алгебры и геометрии в 7-9-х классах на разных этапах учебно-воспитательного процесса с учетом возрастных и индивидуальных особенностей подростков а также особенностей развития общества. Работа содержит методические рекомендации и требования, касающиеся проведения дидактических игр на уроках алгебры и геометрии в 7-9-х классах на этапе изучения нового материала, формирования умений и навыков, контроля и коррекции знаний, умений и навыков. Исследованы возможность и целесообразность использования компьютерных технологий в процессе проведения дидактических игр. Наиболее рациональными для использования во время проведения дидактических игр на уроках алгебры и геометрии в 7-9-х классах были программы GRAN1, GRAN-2D, GRAN-3D, DERIVE. Проведение экспериментов в среде указанных программ во время дидактической игры способствует воспитанию и развитию в учеников математической интуиции, эвристического мышления, элементарных исследовательских умений и умений оперировать образами, обеспечивает возможность для анализа зависимости между данными условиями задачи. В условиях компътерной поддержки учебно-познавательной деятельности учеников с использованием дидактических игр наиболее эффективними были игры поисково-исследовательного и творческого характера а также игры, которые требуют наглядности полученных результатов. ua
dc.description.abstract New scientific methods for didactic games at the lesson of algebra and geometry (7-9 forms) are given in the thesis. The thesis has been carried out considering the system of conformities in psychological and pedagogical sciences. The given scientific research covered the creations, organizational and active part of didactic games at the lesson of algebra and geometry (7-9 forms) at the different stages of educational process. All the age and individual peculiarities of students considered. ua
dc.language.iso uk ua
dc.publisher Вид-во НПУ імені М. П. Драгоманова ua
dc.subject навчальна діяльність ua
dc.subject ігрова діяльність ua
dc.subject дидактичні ігри ua
dc.subject вивчення алгебри та геометрії в 7-9-х класах ua
dc.subject учебная и игровая деятельности ua
dc.subject дидактические игры ua
dc.subject изучение алгебры и геометрии в 7-9-х классах ua
dc.subject teaching activity ua
dc.subject playing activity ua
dc.subject didactic games ua
dc.subject lesson of algebra and geometry (7-9 forms) ua
dc.subject.classification 372.851 ua
dc.title Дидактичні ігри під час вивчення алгебри та геометрії в 7-9-х класах ua
dc.type Other ua


Files in this item

This item appears in the following Collection(s)

Show simple item record

Search DSpace


Browse

My Account

Statistics