Цифровий репозитарій
Українського державного університету
імені Михайла Драгоманова

Розвиток методики складання та розв'язування задач в умовах реалізації стандартів фізичної освіти

ISSN: 2310-8290

Показати скорочений опис матеріалу

dc.contributor.author Анісімов, Анатолій Юрійович
dc.date.accessioned 2017-10-06T06:38:05Z
dc.date.available 2017-10-06T06:38:05Z
dc.date.issued 2000
dc.identifier.citation Анісімов А. Ю. Розвиток методики складання та розв'язування задач в умовах реалізації стандартів фізичної освіти : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Анатолій Юрійович Анісімов ; наук. кер. Г. Б. Редько ; Національний педагогічний університет імені М. П. Драгоманова. - Київ, 2000. - 26 с. ua
dc.identifier.uri http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/15844
dc.description.abstract Дисертацію присвячено питанню підвищення якості знань учнів на основі впровадження методичної системи складання та розв'язування фізичних задач. Робота становить собою дослідження розвитку методики складання та розв'язування фізичних задач відповідно до стандартів фізичної освіти в Україні. Визначені дидактичні принципи та методичні вимоги до змісту та розв'язування фізичних задач у середній загальноосвітній школі. Досліджено доцільність використання комп'ютерних програм при складанні та розв'язуванні фізичних задач. Розроблена методика визначення рівнів розвитку конвергентного та дивергентного мислення учнів за допомогою спеціальних тестів, завдання для яких підбираються з урахуванням психолого-педагогічних ресурсів задачного підходу у навчанні фізики. Визначені критерії, які дозволяють оцінити складність та трудність фізичної задачі, рівні самостійності дій учнів при її розв'язуванні, рівні розуміння задачі учнями. Накреслені основні напрямки у розвитку методики складання і розв'язування задач з фізики у середній школі. Це опора на нову концепцію і стандарт середньої фізичної освіти в Україні; врахування і реалізація дидактичних принципів; моделювання навчального процесу з фізики та центральна, зв'язуюча роль задач у цій моделі; системний підхід до процесу складання і розв'язування фізичних задач; використання нових інформаційних технологій навчання. Основні результати дослідження знайшли використання на уроках фізики в школах Одеської області, у позаурочній роботі з підготовки учнів до обласних олімпіад, турнірів юних фізиків, при підготовці доповідей фізичної секції Одеської філії малої академії наук, при проведенні занять зі студентами Південноукраїнського педагогічного університету ім. К. Д. Ушинського (м.Одеса) та слухачами курсів підвищення кваліфікації Одеського інституту удосконалення вчителів. ua
dc.description.abstract Диссертация посвящена вопросу повышения качества знаний учащихся на основе внедрения методической системы составления и решения физических задач. Работа представляет собой исследование развития методики составления и решения физических задач в соответствии со стандартом физического образования в Украине. Определены дидактические принципы и методические требования к содержанию и решению физических задач в средней общеобразовательной школе. Предложена методика обучения составлению и решению физических задач с учетом уровней понимания и мышления учащихся, методическая система такой работы, определены критерии оценивания сложности и трудности физических задач. Для определения уровня развития составных частей аналитического мышления (конвергентного и дивергентного), разработаны тесты с учетом дифференциации в обучении физики. Установлено, что целенаправленная работа с тестами, которая предусматривает ряд мыслительных операций (сравнение, абстрагирование, обобщение, классификация, систематизация) способствует правильному формированию общих понятий и умозаключений, развитию логического мышления и умения самостоятельно получать знания. Исследована целесообразность применения компьютерных программ при составлении и решении физических задач. Установлено, что применение компьютерных программ решения физических задач ведет к формированию стойких практических навыков, которые необходимы при работе над задачами, более глубокому пониманию физики. Применение компьютерной техники при решении задач должно внедряться в соответствии с целостной системой обучения. Предложенная методическая система “задача” – это совокупность внутренних и внешних связей, которые обеспечивают интеграцию упорядоченного множества компонентов (условие, самостоятельное составление условия, анализ условия, догадка метода решения, способы решения, применение математического аппарата, анализ полученного результата и т.д.), диалектическое единство и взаимодействие которых направлены на достижение результата, запланированного учителем при изучении всего курса физики, отдельного раздела или конкретной темы урока. Эта методическая система состоит из таких частей: цели и задания составления и решения задач; совокупность задач; организация процесса работы над задачами на уроках и во внеурочной работе; средства обучения (модели, компьютерные программы, кодотранспоранты, измерительные устройства); контроль и самоконтроль умений и навыков составления и решения задач. В соответствии с разработанной системой проверено наличие определенных уровней понимания учащимися условий и решений задач. Установлено, что в рамках разработанной методической системы эффективно проходят уроки научной “экспертизы”, “изобретательства” и другие виды уроков творчества. На основе анализа результатов педагогического эксперимента установлено, что проведение таких уроков творчества в современных условиях развития школ Украины является наиболее эффективным путем внедрения задачного подхода в учебный процесс. Основные результаты исследования нашли применение на уроках физики в школах Одесской области, во внеурочной работе по подготовке учащихся к областным олимпиадам, турнирам юных физиков, при подготовке докладов физической секции Одесского филиала малой академии наук, при проведении занятий со студентами Южноукраинского педагогического университета им. К. Д. Ушинского (г.Одесса) и слушателями курсов повышения квалификации Одесского института усовершенствования учителей. ua
dc.description.abstract The dissertation is dedicated to the problem of raising the level of quality of student’s knowledge on the basis of introduction the methodical system of making up and doing sums in Physics. The work is the investigation of developing the methods of making up and doing sums in Physics according to the standards of Physical education in Ukrain. Didactic principles and methodical requirements to the content and doing sums in Physics in secondary school are defined. Expediency of using computer programmes while making up and doing sums in Physics is investigated. Methods of defeinition the level of developing student’s convergentive and divergentive thinking with the help of the special tests are worked out. The tasks for the tests were sorted out taking into consideration the psychological and pedagogical resources of the method of approach in doing sums in Physics. The criteria that allon to estimate the complication and difficulty of a physical sum, the levels of student’s independent work while doing sums, the levels of student’s comprehension of sums are determsned. The main results of the work have found their use in Physics lessons of Odessa regional school, in out-of-school activities while preparing to the regional Olympiads, in contests for young physicists, in reports prepped by the physical department of the branch of Odessa Malaya Academy of Science, in work with students of South-Ukrainian Pedagogical University named after K. D. Ushinskiy and listeners of Odessa Jnstitute of teacher’s advanced training cjurses. Key words: a sum, methodical system, the method of approach of doing sums, psychological and pedagogical basis, the levels of comprehension, convergentive thinking, divergentive thinking, complication, difficulty. ua
dc.language.iso uk ua
dc.publisher Редакційно-видавничий центр Одеського інституту удосконалення вчителів ua
dc.subject задача ua
dc.subject методична система ua
dc.subject задачний підхід ua
dc.subject психолого-педагогічні основи ua
dc.subject рівні розуміння ua
dc.subject дивергентне ua
dc.subject конвергентне мислення ua
dc.subject складність ua
dc.subject трудність ua
dc.subject задача ua
dc.subject методическая система ua
dc.subject задачный подход ua
dc.subject психолого-педагогические основы ua
dc.subject уровни понимания ua
dc.subject дивергентное ua
dc.subject конвергентное мышление ua
dc.subject сложность ua
dc.subject трудность ua
dc.subject a sum ua
dc.subject methodical system ua
dc.subject the method of approach of doing sums ua
dc.subject psychological and pedagogical basis ua
dc.subject the levels of comprehension ua
dc.subject convergentive thinking ua
dc.subject divergentive thinking ua
dc.subject complication ua
dc.subject difficulty ua
dc.subject.classification 372.853 ua
dc.title Розвиток методики складання та розв'язування задач в умовах реалізації стандартів фізичної освіти ua
dc.type Other ua


Долучені файли

Даний матеріал зустрічається у наступних фондах

Показати скорочений опис матеріалу