Дисертація присвячена проблемі взаємозв’язку педагогічної оцінки та корекції
навчальних досягнень молодших школярів, який розглядається у системі науково
обгрунтованих критеріїв. Модифіковано методику критеріально-орієнтованого тестування
навчальних досягнень з урахуванням уточненого змісту виконавчого, операційного та
творчого критеріїв. Виконавчий критерій виявляє репродуктивні сторони навчальних
досягнень, логіко-операційний - ступінь оволодіння навчальними діями і операціями,
творчий - здатність переносити актуальні знання у нестандартну ситуацію. Виявлені умови
прогностичності педагогічного тестування та корекції навчальних досягнень молодших
школярів на основі моделі їх критеріальних профілів. Прикладне значення визначається у
переліку специфікованих навчально-пізнавальних вмінь-критеріїв, орієнтовних тестових
завданнях для перевірки рівня навчальних досягнень у засвоєнні програмного курсу
математики початкової школи.
Диссертация посвящена проблеме взаимосвязи педагогической оценки и коррекции
учебных достижений младших школьников, которая рассматривается в системе научно
обоснованных критериев. Государственный стандарт современной начальной школы в
Украине предусматривает оценку результатов учебно-познавательной деятельности
младших школьников как определение качества достигнутых школьником результатов
обучения с учетом качества усвоения предметных знаний, умений и навыков, степени
сформированности учебной деятельности, степени развития основных качеств умственной
деятельности, уровня познавательной активности, интересов и отношения к учебной
деятельности, уровня усердия.
Обоснование оценки учебных достижений определяется их местом в структуре
личности, эквивалентом которой являться “модель ученика”. Компонентами такой модели
являются: собственно личностный, деятельностный и компонент развития.
Анализ современных программ и Государственного стандарта позволил определить
социальную, образовательную, воспитательную, эмоциональную и информационную
диагностико-оценочные функции в учебно-воспитательном процессе начальной школы, а
также формы их осуществления - поточный, тематический, итоговый контроль и
психолого-педагогическое тестирование.
В диссертационном исследовании уточнены понятия “учебное достижение” в
сопоставлении с понятием “социальный норматив”, “субъект учебной деятельности”,
“учебная технология”, что позволило концептуально очертить критерии оценки, способы
диагностики и направления их коррекции.
Основным направлением работы было выявление уровня учебных достижений путем
тестирования учащихся в соответствии с разработанными автором критериями,
исследование путей коррекционной работы в соответствии с результатами тестирования.
Модифицирована методика критериально-ориентированного тестирования учебных
достижений с учетом уточненного содержания исполнительского, операционального и
творческого критериев.
Исполнительский критерий определяет стандартизированные, репродуктивные
стороны учебных достижений, способность учащихся осуществлять выполнение учебных
действий по жестко нормативному алгоритму.
Операциональный критерий определяет учебные достижения с позиции
логико-операционального обеспечения учебного умения (овладение умственными
действиями и операциями), способность с опорой на логико-операциональную структуру
умений самостоятельно строить алгоритм выполнения задачи.
Творческий критерий учебного достижения предполагает наивысший уровень
овладения учебным содержанием - перенос актуального знания в нестандартную ситуацию,
высокий уровень его присвоения, творческую его переработку и глубину осмысления.
Учитель может самостоятельно составить тесты на основе предложенной схемы
критериальной диагностики учебных достижений, результаты которых позволят более
четко управлять учебным процессом. Выявлены прогностические направления
педагогической коррекции учебных достижений младших школьников на основе модели
критериальных профилей. Показаны результаты экспериментального исследования связи
выделенных критериев с системой школьного оценивания. Наиболее “чувствительна”
школьная оценка к исполнительским аспектам учебных достижений и наименее - к
творческим, что определяет необходимость смены парадигмы школьного оценивания с
учетом всей гаммы учебных достижений школьников.
Прикладное значение имеют помещенные в приложении работы: перечни
специфицированных учебно-познавательных умений - критериев учебных достижений
младших школьников, необходимых для овладения программного курса математики
начальной школы; ориентировочные специфицированные тестовые задания для проверки
уровня учебных достижений в области освоения программного курса математики
начальной школы.
The thesis is devoted to the problem of the pedagogical assessment (evaluation) and
correction of educational achievements of the junior schoolboys, which is considered in the system
of the scientifically justified criteria; the procedure of the criteria-oriented testing of educational
achievements with the count of the specified contents executive.
The Modified method of the criterion-competent testing of educational achievements with
taking account of specified maintenance of criterions executive, operation and creative. The
Executive criterion expresses the reproductive sides of educational achievements, the
logic-operational taking degree hold of educational actions and operations, the creative ability to
carry actual knowledges into non-typical situation. Expressed conditions of prognosis of
pedagogic testing and corrections of educational achievements of younger schoolboys on the
model base of their criterion profiles. Applied sense determines the list of specified
educational-distinguishing ability-criterions, reference test-tasks for the level verification of
educational achievements in learning the program of mathematics course of the elementary school.