Цифровий репозитарій
Українського державного університету
імені Михайла Драгоманова

Формування наукового світогляду учнів основної школи у навчанні фізики

ISSN: 2310-8290

Показати скорочений опис матеріалу

dc.contributor.author Бургун, Ірина Василівна
dc.date.accessioned 2017-09-29T13:52:01Z
dc.date.available 2017-09-29T13:52:01Z
dc.date.issued 2001
dc.identifier.citation Бургун І. В. Формування наукового світогляду учнів основної школи у навчанні фізики : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Ірина Василівна Бургун ; наук. кер. В. Д. Шарко ; Національний педагогічний університет імені М. П. Драгоманова. - Київ, 2001. - 24 с. ua
dc.identifier.uri http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/15784
dc.description.abstract Дисертація присвячена розв’язанню проблеми формування наукового світогляду учнів, а саме пошуку такого підходу до формування наукової картини світу – об’єктивного компонента світогляду, який би створював умови для становлення його суб’єктивного компонента – поглядів і переконань. У дисертації на основі теоретичного аналізу висунуто припущення, що дедуктивний підхід до пізнання наукової картини світу створює умови для становлення світоглядних поглядів і переконань учнів. У процесі формування наукової картини світу за даним підходом виділено такі етапи: ознайомлювальний, конкретизації, систематизації та узагальнення. Встановлено мету ознайомлювального етапу . Розроблено технологію формування початкових уявлень про природничонаукову картину світу в учнів 7-го класу у навчанні фізики. Ефективність технології підтверджено в ході експерименту. Запропоновано методику діагностики наукового світогляду випускників загально-освітніх шкіл і початкових уявлень про наукову картину світу в учнів підліткового віку у навчанні фізики. ua
dc.description.abstract Диссертация посвящена решению проблемы формирования научного мировоззрения, а именно поиску такого подхода к формированию научной картины мира – объективного компонента научного мировоззрения, который бы способствовал становлению его субъективного компонента – взглядов и убеждений. В диссертации на основе анализа философской, психолого-педагогической и методической литературы выявлено, что структура научного мировоззрения личности состоит из двух компонентов: объективного, субъективного. Объективный компонент научного мировоззрения составляют обобщенные знания о природе, обществе, познании окружающего мира, которые в совокупности составляют научную картину мира. Установлено, что ее содержание раскрывается через систему философских принципов: материального единства и познаваемости мира, взаимосвязи и взаимодействия материальных объектов, движения материи. Субъективный компонент научного мировоззрения составляют взгляды и убеждения, о наличии которых у личности можно судить по ее готовности реализовать мировоззренческие функции научной картины мира. Определена основная задача в формировании научного мировоззрения при изучении естественных дисциплин, в том числе и физики, – ознакомление учащихся с системой философских принципов научной картины миры и ее конкретными проявлениями, а также организация работы по трансформации этих знаний во взгляды и убеждения учащихся. В процессе формирования научного мировоззрения выделено такие этапы: формирование первоначальных представлений о научной картине мира; конкретизация философских принципов научной картины мира на материале естественных дисциплин (физики); систематизация и обобщение конкретных естественнонаучных знаний до уровня философских принципов и их трансформация во взгляды и убеждения учащихся. Разработана методика диагностики мировоззрения выпускников общеобразовательных школ, в основу которой вошли такие показатели: наличие у школьников полных, точных, глубоких, систематических и системных знаний о научной картине мира; умение учащихся реализовать мировоззренческие функции научной картины мира. Выделено два подхода к формированию научной картины мира – индуктивный, дедуктивный. Обосновано, что индуктивный подход не достаточно эффективный в становлении научного мировоззрения школьников. Обосновано, что дедуктивный подход к познанию научной картины мира более эффективный в становлении научного мировоззрения учащихся. В соответствии с сущностью дедуктивного подхода выделены такие этапы формирования в сознании учащихся представлений о научной картине мира: ознакомительный – осуществляется формирование первоначальных представлений о научной картине мира (предложено осуществлять ознакомительный этап при изучении вводного раздела методологического характера к курсу физики 7 класса); конкретизации – осуществляется углубленное изучение философских знаний, лежащих в основе построения научной картины мира; систематизации и обобщения – осуществляется систематизация и обобщение конкретных знаний до уровня философских принципов. Дедуктивный подход к формированию научной картины мира реализует методическая система, построенная на основе программы базового курса “Физика. Астрономия” (7-9 классы) авторов А.И.Бугайова, М.Т.Мартынюка, В.В.Смолянца. Исследование уровня первоначальных представлений учащихся о научной картине показало, что данная методическая система физики не реализует ознакомительный этап на должном уровне. Разработана методика диагностики первоначальных представлений о научной картине мира у учащихся подросткового возраста, в основу которой вошли такие показатели: наличие у школьников полных, точных, глубоких, систематичных и системных представлений о научной картине мира; наличие у школьников умений оперировать системой философских принципов научной картины мира (научным образом мира) при решении познавательных задач. Разработана технология формирования первоначальных представлений о научной картине мира у учащихся 7 класса при изучении физики, которая состоит из таких этапов: введения философских принципов научной картины мира; конкретизации философских принципов научной картины мира на материале физики; аргументированного обоснования обобщенного характера философских принципов научной картины мира. Дано описание каждого из этапов. Выявлены трудности, которые возникают на каждом из этапов технологии. Установлено, что преодолеть выделенные трудности можно, если при психолого-педагогическом проектировании процесса формирования в сознании учащихся первоначальных представлений о научной картине мира учитывать психологические, дидактические, логические факторы доступности обучения. Эффективность разработанной технологии подтверждена в ходе педагогического эксперимента. ua
dc.description.abstract The thesis is devoted to the solution of the problem focusing on the search of an approach to the formation of a scientific worldview, an objective element of a personal outlook on world; it would establish the conditions for the forming of pupils` views and beliefs, the subjective elements. Based on theoretical analysis this thesis suggests that a deductive approach to the formation of a scientific worldview creates conditions for the formation of pupils` beliefs and views on world. In the process of formation of the scientific worldview according to this approach the following stages are distinguished: acquaintance, concrete definition, systematization, and generalization. The goal of the acquaintance stage is established. The technique of formation of the primary conceptions on a scientific worldview within the seven graders in teaching of physics was developed. The efficiency of the technique was proved in the course of the experiment. The suggested methodology diagnoses the scientific world outlook of the school-graduates and the primary conceptions of the scientific worldview of the juvenile pupils. ua
dc.language.iso uk ua
dc.publisher Вид-во "Айлант" ua
dc.subject науковий світогляд ua
dc.subject наукова картина світу ua
dc.subject філософські принципи ua
dc.subject уявлення ua
dc.subject погляди і переконання ua
dc.subject трансформація наукових знань в погляди і переконання ua
dc.subject дедуктивний підхід до формування загальних світоглядних знань ua
dc.subject технологія ua
dc.subject доступність ua
dc.subject научное мировоззрение ua
dc.subject научная картина мира ua
dc.subject философские принципы ua
dc.subject представления ua
dc.subject взгляды и убеждения ua
dc.subject трансформация научных знаний во взгляды и убеждения ua
dc.subject дедуктивный подход к формированию обобщенных знаний ua
dc.subject технология ua
dc.subject доступность ua
dc.subject a scientific world outlook ua
dc.subject a scientific worldview ua
dc.subject philosophical principles ua
dc.subject conceptions ua
dc.subject views and beliefs ua
dc.subject a transformation of the scientific knowledge into views and beliefs ua
dc.subject a deductive approach to the formation of the general worldview knowledge ua
dc.subject a technique ua
dc.subject accessibility ua
dc.subject.classification 37.032 : 37.017.91 : 372.853 : 371.3 ua
dc.title Формування наукового світогляду учнів основної школи у навчанні фізики ua
dc.type Other ua


Долучені файли

Даний матеріал зустрічається у наступних фондах

Показати скорочений опис матеріалу