Digital Repository
Dragomanov
Ukrainian State University

Формування професійної самосвідомості майбутніх учителів у процесі вивчення педагогічних дисциплін

ISSN: 2310-8290

Show simple item record

dc.contributor.author Римар, Людмила Володимирівна
dc.date.accessioned 2017-09-29T06:31:54Z
dc.date.available 2017-09-29T06:31:54Z
dc.date.issued 1999
dc.identifier.citation Римар Л. В. Формування професійної самосвідомості майбутніх учителів у процесі вивчення педагогічних дисциплін : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Людмила Володимирівна Римар ; наук. кер. О. Г. Мороз ; Національний педагогічний університет імені М. П. Драгоманова. - Київ, 1999. - 21 с. ua
dc.identifier.uri http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/15772
dc.description.abstract Захищається дисертація, яка містить теоретичний та експериментальний аналіз наслідків дослідження професійної самосвідомості майбутніх учителів. Розкрито основні компоненти, розроблено критерії та визначено рівні сформованості професійної самосвідомості майбутнього педагога. Виявлено основні умови (стимулювання пізнавальної активності студентів, спрямованої на вдосконалення себе як суб’єкта діяльності, залучення до активної педагогічної практики з подальшим самоаналізом на основі розвитку рефлексивної схильності, підвищення професійної компетентності в сфері спілкування тощо) та шляхи її формування. Розроблено й апробовано на практиці методи формування професійної самосвідомості в процесі вивчення педагогічних дисциплін, важливе місце серед яких займають активні методи навчання. ua
dc.description.abstract Проблема формирования профессионального самосознания будущих учителей в процессе изучения педагогических дисциплин актуальна в связи с необходимостью воспитания нестандартной творческой личности учителя, которая владеет педагогикой как искусством обучения и воспитания. Недооценка проблемы формирования педагога как личности, индивидуальности, владеющей профессиональными знаниями и умениями, обьясняет те недостатки, которые имеют место в подготовке студентов к работе в школе. Одним из путей преодоления этих недостатков есть целеустремленное формирование в будущих учителей профессионального самосознания. Исходя из анализа психолого-педагогической литературы по данной проблеме, мы можем определить самосознание как осознание самого себя как существа, осознающего мир и изменяющего его, как субъекта практической и теоретической деятельности, в том числе осознания особенностей собственной личности. Профессиональное самосознание определяется как особый феномен человеческой психики, обуславливающий саморегулирование личностью своих действий в профессиональной сфере на основе познания профессиональных требований, своих профессиональных возможностей и эмоционально-ценностного отношения к себе как к субъекту деятельности. В процессе анализа литературных источников и на основании определения самосознания как единства трех сторон - познавательной (самопознание), эмоционально-ценностной (самооценка), регулятивной (саморегуляция) - выявлены основные компоненты профессионального самосознания будущих учителей: профессиональная установка на педагогическую деятельность; наличие потребности в самопознании (какие качества личности будущий учитель осознает как необходимые и констатирует их наличие у себя); самооценка профессионально значимых качеств; саморегуляция при решении педагогических задач; мотивы профессионального самосовершенствования. На основании детального анализа компонентов профессионального самосознания выделены уровни его сформированности у студентов высшего педагогического заведения (высокий, средний, низкий) Широкие возможности в формировании профессионального самосознания студентов имеют дисциплины педагогического цикла. Поэтому цель нашего исследования – изучение особенностей и условий формирования профессионального самосознания будущих учителей в процессе усвоения педагогических дисциплин. Возможность активизировать процесс формирования профессионального самосознания представляется не заменой традиционной системы подготовки студентов к педагогической деятельности, а определенными изменениями в рамках этой же системы, усилением практической направленности содержания изучаемого материала на формирование профессионально значимых качеств будущего специалиста, а также определением психолого-педагогических условий формирования профессионального самосознания студентов, главными из которых выступают: четкое определение цели каждого занятия, которое предвидит формирование профессиональных качеств будущего учителя; повышение эффективности профессионального самопознания студентов путем стимулирования познавательной активности, направленной на совершенствование себя как субьекта деятельности; приобщение студентов к активной педагогической практике с последующим самоанализом и оценкой своих действий; решение проблемных педагогических ситуаций с целью развития саморегуляции; развитие рефлексивных умений в процессе наблюдения собственной деятельности во время активной педагогической практики; повышение профессиональной компетентности в сфере педагогического общения. Психолого-педагогический анализ литературы по проблеме и анализ результатов экспериментального исследования дали нам возможность определить и систематизировать основные методы формирования профессионального самосознания будущих учителей. Решающую роль в его формировании сыграли активные методы обучения (дискуссионные, игровые методы, моделирование и анализ педагогических ситуаций, микропреподавание, тренинговые занятия и др.), которые способствовали активизации процесса самопознания, глубокому осознанию студентами своих личностных качеств и их соответствие избранной профессии, развитию рефлексивных умений. Разработана и апробирована экспериментальная программа курса “Основы педагогического мастерства”, которая предполагала использование активных методов обучения с целью формирования профессионального самосознания будущих учителей и дала положительные результаты. ua
dc.description.abstract The dissertation, which contains theoretical and experimental analysis of the results of study of professional self-consciousness of future teachers is to he defended. Main components, criteria and levels of professional self-consciousness of future teachers have been determined. The ways of stimulating cognitive activity, aiming at students’ self-improvement, drawing the students into active pedagogical practice, followed by (their) introspection on the basis of development of reflection; improvement of the students’ professional competence in the sphere of communication have been determined. Methods of development of professional self-consciousness in the process of study of Pedagogical Sciences, the most important of which are active methods of teaching (discussions, games, designing and discussion of pedagogical situations, micro-lessons, (psychological) training classes ets.) have been worked out and officially approved. ua
dc.language.iso uk ua
dc.publisher Вінницький державний педагогічний університет імені М. Коцюбинського ua
dc.subject самосвідомість ua
dc.subject професійна самосвідомість ua
dc.subject самопізнання ua
dc.subject самооцінка ua
dc.subject саморегуляція ua
dc.subject рефлексія ua
dc.subject професійно значущі якості ua
dc.subject педагогічні дисципліни ua
dc.subject самосознание ua
dc.subject самопознание ua
dc.subject рефлексия ua
dc.subject профессионально значимые качества ua
dc.subject самооценка ua
dc.subject педагогические дисциплины ua
dc.subject self-consciousness ua
dc.subject professional self-consciousness ua
dc.subject introspection ua
dc.subject self-esteem ua
dc.subject self-regulation ua
dc.subject reflection ua
dc.subject professional qualities ua
dc.subject Pedagogical Sciences ua
dc.subject.classification 378.126 ua
dc.title Формування професійної самосвідомості майбутніх учителів у процесі вивчення педагогічних дисциплін ua
dc.type Other ua


Files in this item

This item appears in the following Collection(s)

Show simple item record

Search DSpace


Browse

My Account

Statistics