ISSN: 2310-8290
dc.contributor.author | Римар, Людмила Володимирівна | |
dc.date.accessioned | 2017-09-29T06:31:54Z | |
dc.date.available | 2017-09-29T06:31:54Z | |
dc.date.issued | 1999 | |
dc.identifier.citation | Римар Л. В. Формування професійної самосвідомості майбутніх учителів у процесі вивчення педагогічних дисциплін : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Людмила Володимирівна Римар ; наук. кер. О. Г. Мороз ; Національний педагогічний університет імені М. П. Драгоманова. - Київ, 1999. - 21 с. | ua |
dc.identifier.uri | http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/15772 | |
dc.description.abstract | Захищається дисертація, яка містить теоретичний та експериментальний аналіз наслідків дослідження професійної самосвідомості майбутніх учителів. Розкрито основні компоненти, розроблено критерії та визначено рівні сформованості професійної самосвідомості майбутнього педагога. Виявлено основні умови (стимулювання пізнавальної активності студентів, спрямованої на вдосконалення себе як суб’єкта діяльності, залучення до активної педагогічної практики з подальшим самоаналізом на основі розвитку рефлексивної схильності, підвищення професійної компетентності в сфері спілкування тощо) та шляхи її формування. Розроблено й апробовано на практиці методи формування професійної самосвідомості в процесі вивчення педагогічних дисциплін, важливе місце серед яких займають активні методи навчання. | ua |
dc.description.abstract | Проблема формирования профессионального самосознания будущих учителей в процессе изучения педагогических дисциплин актуальна в связи с необходимостью воспитания нестандартной творческой личности учителя, которая владеет педагогикой как искусством обучения и воспитания. Недооценка проблемы формирования педагога как личности, индивидуальности, владеющей профессиональными знаниями и умениями, обьясняет те недостатки, которые имеют место в подготовке студентов к работе в школе. Одним из путей преодоления этих недостатков есть целеустремленное формирование в будущих учителей профессионального самосознания. Исходя из анализа психолого-педагогической литературы по данной проблеме, мы можем определить самосознание как осознание самого себя как существа, осознающего мир и изменяющего его, как субъекта практической и теоретической деятельности, в том числе осознания особенностей собственной личности. Профессиональное самосознание определяется как особый феномен человеческой психики, обуславливающий саморегулирование личностью своих действий в профессиональной сфере на основе познания профессиональных требований, своих профессиональных возможностей и эмоционально-ценностного отношения к себе как к субъекту деятельности. В процессе анализа литературных источников и на основании определения самосознания как единства трех сторон - познавательной (самопознание), эмоционально-ценностной (самооценка), регулятивной (саморегуляция) - выявлены основные компоненты профессионального самосознания будущих учителей: профессиональная установка на педагогическую деятельность; наличие потребности в самопознании (какие качества личности будущий учитель осознает как необходимые и констатирует их наличие у себя); самооценка профессионально значимых качеств; саморегуляция при решении педагогических задач; мотивы профессионального самосовершенствования. На основании детального анализа компонентов профессионального самосознания выделены уровни его сформированности у студентов высшего педагогического заведения (высокий, средний, низкий) Широкие возможности в формировании профессионального самосознания студентов имеют дисциплины педагогического цикла. Поэтому цель нашего исследования – изучение особенностей и условий формирования профессионального самосознания будущих учителей в процессе усвоения педагогических дисциплин. Возможность активизировать процесс формирования профессионального самосознания представляется не заменой традиционной системы подготовки студентов к педагогической деятельности, а определенными изменениями в рамках этой же системы, усилением практической направленности содержания изучаемого материала на формирование профессионально значимых качеств будущего специалиста, а также определением психолого-педагогических условий формирования профессионального самосознания студентов, главными из которых выступают: четкое определение цели каждого занятия, которое предвидит формирование профессиональных качеств будущего учителя; повышение эффективности профессионального самопознания студентов путем стимулирования познавательной активности, направленной на совершенствование себя как субьекта деятельности; приобщение студентов к активной педагогической практике с последующим самоанализом и оценкой своих действий; решение проблемных педагогических ситуаций с целью развития саморегуляции; развитие рефлексивных умений в процессе наблюдения собственной деятельности во время активной педагогической практики; повышение профессиональной компетентности в сфере педагогического общения. Психолого-педагогический анализ литературы по проблеме и анализ результатов экспериментального исследования дали нам возможность определить и систематизировать основные методы формирования профессионального самосознания будущих учителей. Решающую роль в его формировании сыграли активные методы обучения (дискуссионные, игровые методы, моделирование и анализ педагогических ситуаций, микропреподавание, тренинговые занятия и др.), которые способствовали активизации процесса самопознания, глубокому осознанию студентами своих личностных качеств и их соответствие избранной профессии, развитию рефлексивных умений. Разработана и апробирована экспериментальная программа курса “Основы педагогического мастерства”, которая предполагала использование активных методов обучения с целью формирования профессионального самосознания будущих учителей и дала положительные результаты. | ua |
dc.description.abstract | The dissertation, which contains theoretical and experimental analysis of the results of study of professional self-consciousness of future teachers is to he defended. Main components, criteria and levels of professional self-consciousness of future teachers have been determined. The ways of stimulating cognitive activity, aiming at students’ self-improvement, drawing the students into active pedagogical practice, followed by (their) introspection on the basis of development of reflection; improvement of the students’ professional competence in the sphere of communication have been determined. Methods of development of professional self-consciousness in the process of study of Pedagogical Sciences, the most important of which are active methods of teaching (discussions, games, designing and discussion of pedagogical situations, micro-lessons, (psychological) training classes ets.) have been worked out and officially approved. | ua |
dc.language.iso | uk | ua |
dc.publisher | Вінницький державний педагогічний університет імені М. Коцюбинського | ua |
dc.subject | самосвідомість | ua |
dc.subject | професійна самосвідомість | ua |
dc.subject | самопізнання | ua |
dc.subject | самооцінка | ua |
dc.subject | саморегуляція | ua |
dc.subject | рефлексія | ua |
dc.subject | професійно значущі якості | ua |
dc.subject | педагогічні дисципліни | ua |
dc.subject | самосознание | ua |
dc.subject | самопознание | ua |
dc.subject | рефлексия | ua |
dc.subject | профессионально значимые качества | ua |
dc.subject | самооценка | ua |
dc.subject | педагогические дисциплины | ua |
dc.subject | self-consciousness | ua |
dc.subject | professional self-consciousness | ua |
dc.subject | introspection | ua |
dc.subject | self-esteem | ua |
dc.subject | self-regulation | ua |
dc.subject | reflection | ua |
dc.subject | professional qualities | ua |
dc.subject | Pedagogical Sciences | ua |
dc.subject.classification | 378.126 | ua |
dc.title | Формування професійної самосвідомості майбутніх учителів у процесі вивчення педагогічних дисциплін | ua |
dc.type | Other | ua |