Цифровий репозитарій
Українського державного університету
імені Михайла Драгоманова

Формування інтелектуальних умінь молодших школярів у процесі навчання

ISSN: 2310-8290

Показати скорочений опис матеріалу

dc.contributor.author Білоконна, Ніна Іванівна
dc.date.accessioned 2017-09-28T12:07:00Z
dc.date.available 2017-09-28T12:07:00Z
dc.date.issued 1999
dc.identifier.citation Білоконна Н. І. Формування інтелектуальних умінь молодших школярів у процесі навчання : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Ніна Іванівна Білоконна ; наук. кер. Л. В. Кондрашова ; Національний педагогічний університет імені М. П. Драгоманова. - Київ, 1999. - 15 с. ua
dc.identifier.uri http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/15765
dc.description.abstract Дисертація присвячена проблемі формування інтелектуальних умінь у молодших школярів під час навчання мови. В дисертації розглядається процес формування інтелектуальних умінь в учнів початкових класів, який ґрунтується на використанні спеціально розробленої та експериментально перевіреної системної дидактичної моделі, що складається з логічно завершених блоків, які реалізуються поетапно: І - мотиваційний, ІІ - змістовно-процесуальний, ІІІ - контрольно-оцінний. Встановлено, що ефективність дидактичної моделі по формуванню інтелектуальних умінь молодших школярів у процесі вивчення мови забезпечується сукупністю дидактичних умов та комплексом навчально-пізнавальних завдань для роботи з різними лінгвістичними словниками. Розроблено й запропоновано методичні рекомендації щодо формування інтелектуальних умінь. Основні результати праці знайшли застосування при організації навчання в початкових класах середньої загальноосвітньої школи. ua
dc.description.abstract Диссертация посвящена проблеме формирования интеллектуальных умений у младших школьников в процессе обучения языку. Практическое функционирование языка зависит от языкового обучения и воспитания, которое должно быть в центре внимания начальной школы. В процессе изучения начального курса языка осуществляется языковое образование младших школьников, их умственное и речевое развитие, закладываются основы мировоззрения, формируется личность ребенка. Успешность обучения младших школьников, которое в этом возрасте впервые становится ведущим видом деятельности, в значительной мере определяется уровнем овладения учащимися общеучебными умениями и навыками, в состав которых входят и интеллектуальные. Целью данного научного исследования является теоретическое обоснование возможностей уроков языка в формировании интеллектуальных умений младших школьников; определение этапов и специфики этой работы; создание системной дидактической модели формирования интеллектуальных умений и экспериментальная проверка совокупности дидактических условий и комплекса учебно-познавательных заданий, которые обеспечивают эффективность ее использования. Предложенная модель формирования интеллектуальных умений включает в себя несколько логически завершенных основных блоков, которые реализуются поэтапно: I – мотивационный (активизируется интерес учащихся к овладению теоретическими знаниями; формируются первичные представления о тех умениях, которые необходимы для успешного усвоения языкового материала); II – содержательно-процессуальный (формируются интеллектуальные умения, в частности, умение работать с различными лингвистическими словарями; стимулируется потребность обращаться за помощью к словарям при выполнении практических заданий; сформированное умение закрепляется выполнением творческих заданий); III - контрольно-оценочный (проверяется сформированность интеллектуальных умений; стимулируется желание самостоятельно работать со справочной литературой). Для каждого этапа четко определены цель, содержание учебного материала, методы и формы организации учебно-познавательной деятельности младших школьников, степень руководства учителем деятельностью учащихся, способы контроля и самоконтроля. Установлено, что эффективность использования системной дидактической модели обеспечивается совокупностью дидактических условий: наличием у учащихся положительной учебной мотивации к изучению языка; активизацией репродуктивной и продуктивной деятельности учащихся с постепенным увеличением доли самостоятельности и творчества; использованием разнообразных форм и методов познавательной деятельности; предоставление учащимся свободы выбора заданий с учетом уровня знаний, характера отношений к учебе; создание на уроке каждому школьнику ситуации успеха и ответственности за результаты обучения; использование различных форм контроля и самоконтроля в системе отношений “учитель-ученик”. Экспериментальная проверка предложенной модели и совокупности дидактических условий, обеспечивающих ее эффективность, осуществлялась с помощью комплекса учебно-познавательных заданий для работы с разными лингвистическими словарями, которые были объединены в три группы: I - подготовительные задания, способстующие формированию умений самостоятельно находить необходимую информацию в словаре (упражнения на быструю ориентировку в структуре словаря; дидактические игры; упражнения на использование знаний алфавита в новых условиях); II - тренировочные задания, направленные на формирование умений работать с лингвистическими словарями (упражнения: на усвоение лексического значения слов; на знакомство с этимологией словарных слов; на понимание учащимися многозначности слов; на практическое знакомство с омонимами и парадигмами; на уточнение оттенков синонимов и антонимов); III - творческие задания, которые демонстрируют умения младших школьников самостоятельно работать со словарями в новых условиях (упражнения на сравнение стилей речи; работа над загадками, пословицами и кроссвордами; упражнения профориентационного характера). Выполнение этих заданий способствовало увеличению словарного запаса младших школьников и формированию у них интереса к языку как учебному предмету. Предложены методические рекомендации по использованию лингвистических словарей на уроках языка как средства формирования интеллектуальных умений. Основные результаты работы нашли применение в начальных классах средней общеобразовательной школы. ua
dc.description.abstract The thesis deals with the problem of forming intellectual skills of primary pupils in the process of teaching the native language. This investigation schows that the effectiveness of forming the intellectual skills of pupils is considerably increasing while using a specially developed didactic model representing a system of logically completed units and while providing for definite didactic conditions. The main results of this work have found their application in primary classes of a secondary school. ua
dc.language.iso uk ua
dc.publisher Інформаційно-видавничий центр Товариства "Знання" України ua
dc.subject уміння ua
dc.subject дидактичні умови ua
dc.subject інтелектуальні уміння ua
dc.subject дидактична модель формування інтелектуальних умінь ua
dc.subject умения ua
dc.subject интеллектуальные умения ua
dc.subject дидактическая модель по формированию интеллектуальных умений ua
dc.subject дидактические условия ua
dc.subject skills ua
dc.subject intellectual skills ua
dc.subject didactic model on forming intellectual skills ua
dc.subject didactic conditions ua
dc.title Формування інтелектуальних умінь молодших школярів у процесі навчання ua
dc.type Other ua


Долучені файли

Даний матеріал зустрічається у наступних фондах

Показати скорочений опис матеріалу