У дисертації визначено рівні і специфіка геометричної діяльності, розкрито зміст та операційний склад геометричних умінь учнів гуманітарного профілю навчання; обгрунтовані наукові
принципи відбору загальних і окремих геометричних умінь та вимог до їх класифікації.
Доведено, що методика формування геометричних вмінь учнів старшої школи гуманітарного профілю навчання має бути операційно-орієнтованою, враховувати особливості навчальної
діяльності учнів цього профілю, рівні вимог до вироблення вмінь та психолого-методичні закономірності формування геометричних вмінь учнів.
Теоретично і експериментально обгрунтована методика (мета, зміст, методи, організаційні
форми прийоми і засоби) забезпечують ефективне формування геометричних вмінь учнів-гуманітарїв і може бути використана вчителями загальноосвітніх навчальних закладів.
В диссертации определены цели, содержание и специфические особенности деятельности
учащихся школ (классов) гуманитарного профиля при обучении геометрии. Эта деятельность
характеризуется: доминированием наглядно-образного компонента; направленностью на развитие
логического мышления и пространственного воображения; операционной ориентированностью;
прикладной направленностью; двумя уровнями реализации: минимально базовый (преобладают
опытно-индуктивные обобщения) и базовый (преобладают дедуктивные обобщения).
На основе анализа содержания и особенностей деятельности старшеклассников гуманитарного профиля при обучении геометрии разработано содержание общих геометрических умений
(обосновывать геометрические утверждения, конструктивные, измерять и вычислять геометрические величины), частных геометрических умений и их операционный состав.
Проанализированы особенности мыслительной деятельности учащихся-гуманитариев при
формировании геометрических умений, выделены психолого-методические закономерности этого
процесса. Геометрические умения учащихся формируются эффективно, если обеспечивается: мотивация деятельности учащихся; переходы от логических отношений между геометрическими абстракциями к наглядным пространственным конструкциям, и наоборот; принципа вариации; использование “стимулирующего звена” (по Л.С. Выготскому) — промежуточного умственного действия, которое помогает установить связь между данными действиями; использование прошлого
опыта, полученных знаний и способов деятельности; эмоциональная активность учащегося.
Обосновано, что методика формирования геометрических умений учащихся школ (классов)
гуманитарного профиля должна быть операционно-ориентированной, т.е. учитывать операционный состав умений, уровни программных требований и психолого-методические закономерности
формирования умений.
Ознакомление старшеклассников гуманитарного профиля с определениями геометрических
понятий, их свойствами и признаками должно осуществляться преимущественно на индуктивно-практической основе (от конкретных ситуаций к теоретическому обобщению, а от него — к
применению на практике). При формировании геометрических понятий эффективен конструктивный подход.
В курсе геометрии для учащихся гуманитарного профиля наглядные, графические иллюстрации нередко заменяют доказательства. Усиливается информационная роль рисунка. Это дает
возможности для широкого применения компьютерных демонстрационных и моделирующих
программ.
В диссертации разработана система упражнений для анализа структуры геометрических
утверждений, которая предназначена для формирования у учащихся умений использовать терминологию; лаконично и аргументировано выражать свои мысли, что особенно важно для старшеклассников гуманитарного профиля обучения.
Эффективность процесса формирования геометрических умений учащихся повышается,
если предусмотрена целенаправленная работа по развитию их пространственного воображения. С
учетом выделенных условий развития пространственного воображения (переходы от предметно-конкретных образов к абстрактным, условно-схематическим и, наоборот; использование разных способов образования и оперирования образами; фиксация в образе теоретических связей и
зависимостей) разработана система задач на моделирование и построение сечений пространственных геометрических фигур.
Исследование показало, что при формировании геометрических умений учащихся школ
(классов) гуманитарного профиля рекомендуется использовать объяснительно-иллюстративные
методы, в том числе: лекции-беседы, лекции-консультации, лекции-диалоги. Повышается актуальность коллективной (семинары-конференции, семинары-защиты, обучающие деловые игры) и
индивидуальной форм организации учебно-воспитательной деятельности.
Защищается теоретически и экспериментально обоснованная методика (цели, содержание,
методы, организационные формы, приемы и средства) формирования геометрических умений
старшеклассников школ (классов) гуманитарного профиля. Полученные теоретические и практические результаты могут быть использованы авторами альтернативных учебников и программ по
геометрии, учителями общеобразовательных учебных заведений.
The dissertahion shows level and specific features of geometry activity, reveals substance and operating set of geometric skills for students in the high school with humanitarian type. The scientific principles of selection for common and special geometric skills are developed in the dissertation.
It proves that methodic forming geometric skills of students in the high school with humanitarian
type education have to be operating-oriented to conceder special features of such type of education, demanded level of psychological methodical lows informing students skills.
The methods of geometric skills formation, which are grounded both theoretically and by experiments are defended in the dissertation (objective, contents, methods, organisational forms, techniques and
tools). These methods ensure effective formation of students geometrical skills and can be used by the
teachers of humanitarian type high schools (classes).