Дисертація висвітлює проблему організації мовної освіти у вищих навчальних закладах технічного
профілю. В роботі теоретично обґрунтовано структурні компоненти культури ділового мовлення і критерії її
сформованості, визначено ефективні методи і прийоми, які сприяють удосконаленню професійно-ділового
мовлення майбутніх інженерів.
В диссертации рассматривается проблема организации языковой подготовки будущих инженеров.
Во введении обоснованы актуальность исследования, определены его цель, объект, предмет,
сформулирована гипотеза и задачи, освещается научная новизна, теоретическая и практическая
значимость исследования, сформулированы основные положения, которые выносятся на защиту,
описаны формы апробации работы.
В первом разделе изложены современные требования к личности инженера, охарактеризованы
социолингвистические особенности деловой речи инженеров, определены психолингвистические и
педагогические принципы формирования культуры деловой речи, проанализирован ход решения проблемы в
условиях высшей школы.
Отмечается, что профессионально важными для инженера являются не только чисто
профессиональные способности, обеспечивающие участие индивида в определенной сфере
производственной деятельности, но и социальные, способствующие включению специалиста в систему
жизнедеятельности общества. Доказывается, что владение культурой деловой речи гарантирует
специалисту любого профиля, в том числе и инженеру, ощутимый успех в профессиональной
деятельности, в связи с чем делается вывод, что формирование культуры деловой речи инженеров
следует рассматривать как одно из важных направлений профессиональной подготовки инженерных
кадров.
Указывается, что проблема организации языковой подготовки нефилологов привлекла внимание
лингводидактов, однако неисследованными остаются вопросы методики проведения учебных занятий,
способствующих формированию у будущих инженеров культуры деловой речи.
Проведенный социолингвистический анализ особенностей деловой речи инженеров позволил определить,
что стремление к лаконизму и точности передачи информации обуславливает сужение диапазона используемых
языковых средств. В составе профессионально-деловой лексики – преимущественно стереотипные обороты,
ускоряющие процесс приема-передачи информации, а также производственно-техническая терминология,
собственно деловая лексика (обеспечивающая профессиональное общение в общем смысле), межстилевая
лексика и фразеология. В соответствии с социальными условиями коммуникации соотношение этих груп
меняется.
На основании анализа соответствующих научных исследований определены структурные
компоненты культуры деловой речи: 1) правильность (нормативность) речи; 2) речевое мастерство; 3)
лингвистическая сознательность. Отмечается, что с точки зрения психолингвистики эффективно
параллельно работать над совершенствованием правильности речи и речевого мастерства, используя
для этого систему коммуникативных упражнений.
Показано, что наиболее педагогически оправданы: изложение теоретического материала с
ориентацией на будущую профессиональную деятельность; использование диалога как основного
метода изложения; организация социально-ролевых игр, активизирующих учебную деятельность
будущих инженеров; стимулирование процесса интериоризации знаний посредством специальной
организации учебной среды, эмоциональности проведения занятий.
По определенным нами критериям проанализирован фактический уровень сформированности
культуры деловой речи будущих инженеров. Установлено, что доминируют низкий и средний уровни.
Это еще раз подтверждает актуальность избранной нами темы исследования.
Во втором разделе смоделирован процесс поэтапного формирования культуры деловой речи у
будущих инженеров, который предполагает: коррекцию речи будущих специалистов производственной
сферы согласно норм литературного языка, пополнение их словарного запаса речевыми клише,
характерными для делового общения, формирование у них умения подбирать для оформления актов
коммуникации соответствующие вербальные и невербальные средства с учетом социального статуса
партнера, развитие контрольно-стимулирующих навыков организации речевой деятельности.
Изложены результаты экспериментального исследования: обоснованы формы и методы проведения
учебных занятий, определены оптимальные приемы контроля учебной деятельности студентов. Анализ
результатов формирующего эксперимента свидетельствует об эффективности предложенной методики
формирования культуры деловой речи у будущих инженеров.
Thesis deals with the problems of the theory and practice of the organization of the personal language training at
the technical higher educational institutions. Structural components of a cultured business speech and criterias of its
formation are grounded in this work, effective methods and receptions are defined here, These methods promote
perfection of a business speech of future engineers.