Захищається двоетапна система підготовки учнів 8-11-х класів з професії "Електромонтер з
ремонту та обслуговування електрообладнання" та методика початкового професійного навчання
в старших класах середньої загальноосвітньої школи.
Автором визначаються засоби активізації пізнавальної діяльності учнів, системне
використання яких впливає на підвищення якості професійної підготовки учнів 8-11-х класів
загальноосвітніх шкіл. Проводиться експериментальна перевірка розробленої методики
формування знань та умінь.
Защищается двухэтапная система подготовки учеников 8-11-х классов к профессии
"Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования" и методика начального
профессионального обучения в старших классах средней общеобразовательной школы.
Автор определяет, что содержание профессионального образования в средней
общеобразовательной школе должно основываться на дифференциации политехнического
обучения. Основным путем решения данной задачи есть создание логично завершенной системы
обучения, которая должна состоять из двух этапов.
На первом этапе обучения (8-9-е классы) учащиеся усваивают единые знания и умения для
определенной группы родственных профессий.
На втором этапе (10-11-е классы) учащиеся обучаются конкретной профессии из группы
родственных профессий.
Результаты экспериментальной работы подтверждают, что использование двухэтапной
системы позволяет в средней общеобразовательной школе готовить учеников 8-11-х классов к
профессии "Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования"
Знания, на которых базируется данная профессия, принадлежат к технической науке
"Электротехника". В школьном учебном плане такая дисциплина отсутствует, но в ряде других
предметов есть научные основы для изучения электротехники. На основе анализа литературы
определено, на базе каких учебных предметов, которые изучаются в школе, можно формировать
необходимые знания. К таким предметам относятся: физика, химия, биология, черчение, трудовое
обучение и математика.
Уровень подготовки электромонтера в значительной степени зависит от активности
учащихся в познании. Автором проанализированы средства активизации познавательной
деятельности учащихся и определены те, которые наиболее эффективны при изучении
электротехники. Так, целесообразно использовать проблемность, учебные наглядные пособия, а также решать технические задачи.
Важным этапом в подготовке учащихся к профессии является формирование практических
умений. Средством реализации данной цели были выбраны лабораторно-практические работы,
оптимальный перечень которых определен в ходе исследования.
Целесообразность разработанной методики формирования знаний и умений подтверждена
экспериментальными данными.
There’s defended two-staged system of 8-11 forms training for a trade of electrical equipment
repairs and maintenance electrician training in upper grades of a secondary school.
The author determines the means of stimulation to stur up cognitive activities of pupils. Being
used in system these methods effect improvement of professional qualifications of 8-11 secondary
school formers. Experimental work check-up of devised methods of acquiring knowledge and
developing skills is carryout.