ISSN: 2310-8290
dc.contributor.author | Тадіян, Владислав Володимирович | |
dc.date.accessioned | 2017-09-26T10:06:08Z | |
dc.date.available | 2017-09-26T10:06:08Z | |
dc.date.issued | 1999 | |
dc.identifier.citation | Тадіян В. В. Розвиток початкової освіти в Бессарабії (1918 - 1944 рр.) : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Владислав Володимирович Тадіян ; наук. кер. В. А. Кавалеров ; Національний педагогічний університет імені М. П. Драгоманова. - Київ, 1999. - 16 с. | ua |
dc.identifier.uri | http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/15736 | |
dc.description.abstract | Дисертація містить дослідження розвитку початкової освіти в Бессарабії (український Придунайський край) у період перебування краю у складі королівської Румунії. На основі аналізу архівних матеріалів, опублікованих джерел та літератури виявлені основні фактори, що детермінують розвиток початкової освіти і кожного її компонента, які розглядались з позиції системного підходу, створена і перевірена гіпотетична схема динаміки розвитку початкової освіти у визначений період, розкриті особливості організації навчально-виховного процесу і формування змісту освіти у початкових класах. | ua |
dc.description.abstract | Диссертация содержит исследования развития начального образования в Бессарабии (украинский Придунайский край) в период пребывания Бессарабии в составе королевской Румынии. Анализ внутренней динамики развития начального образования в крае рассматривался с позиции системного подхода, т.е. как методическая система, состоящая из структур различных уровней. Элементы методической системы изучались как отдельно, так и во взаимосвязи. Так связи между целью и содержанием начального образования составили системообразующий фактор, который обусловил определенную упорядоченность методической системы. На основе анализа архивных материалов, опубликованных источников и литературы выявлены основные факторы, детерминирующие развитие начального образования в крае, а именно: социально-политический, социально-экономический, культурно-этнический, демографический и образовательно-генезный, влияние которых отразилось на всех образовательных компонентах: цели, содержании, методах, формах обучения и воспитания. Внутренняя динамика исследуемого периода представлена в виде шести исторических этапов, которые были определены по социально-политическим факторам, а именно: 1. (1918-1919 гг.) – период политической адаптации к Румынии присоединенной территории (Бессарабии); 2. (1920-1925 гг.) – период ассимиляции территории Бессарабии в государственное образование Румынии; 3. (1926-1938 гг.) – период качественной румынизации края; 4. (1939-1940 гг.) – период национализации школ; 5.(1940-1941 гг.) – Бессарабия в составе Украинской ССР; 6. (июль 1940-август 1944 гг.) – период румынско-фашистской оккупации Придунайского края. Структура системы начального образования, типы учебно-воспитательных учреждений и принципы их организации и деятельности были определены законами королевской Румынии 1896 г. с изменениями и дополнениями, а также законами об образовании, принятыми в 1918, 1924, 1927 и 1939 годах. Система начального образования в румынский период представлена такими типами учебных заведений: четырехлетняя начальная школа (школа примарэ), начальная школа двух циклов (7 лет обучения), которая состояла из элементарного цикла – 4 года обучения и старшего – 3 года, курсов для взрослых, кружков “посиделки”, дошкольных учреждений (градинуца), частных школ и “народных” школ в период войны. В школах активно работала и пропагандировалась организация “Стража церий” (“Защита отечества”), где были созданы все условия для осуществления религиозного, морального и гражданского воспитания детей. В 1938 г. был утвержден новый учебный план для начальных школ, который предполагал комплекс практических занятий, включая работу в мастерских. Учебный план состоял из таких разделов: воспитание здоровья (физическое воспитание), умственное обучение, художественное воспитание, практическое обучение и участие в работе организации “Стража церий”. Однако, несмотря на все усилия правительства, успеваемость и посещаемость в школах оставалась очень низкой. В 30-х гг. ХХ века общая успеваемость в школах Придунайского края составляла: в школах элементарного цикла – 49%, второго цикла– 6%. Исследуемый период отличался неиспользуемыми возможностями и потерями в развитии начального образования, причинами которых были: экономическая отсталость в крае, безразличие оккупационного правительства к судьбе жителей Бессарабии, политика румынизации правительства, низкое этносоциокультурное сознание этносов края, их недостаточное понимание значения образования для национального развития. Исследование подтвердило правильность гипотезы о том, что результативность начального образования находится в прямой зависимости от соотношения социально-политического, культурно-этнического и образовательно-генезного факторов. Об этом свидетельствуют результаты анализа внутренней динамики развития начального образования на каждом этапе рассматриваемого периода. Характерным признаком общественной жизни народов Придунайского края в исследуемый период был разрыв между хозяйственным и культурным развитием. Образование, язык, культура основных этничных групп остались на уровне развития периода их переселения. Исследование подтвердило, что социально-политический фактор влияет на действие всех остальных факторов, хотя культурно-этнический и, особенно, социально-экономический факторы оказывают влияние на политику правительства. Значимость факторов, детерминирующих начальное образование в Придунайском крае, распределилась таким образом: социально-политический, культурно-этнический, образовательно-генезный, социально-экономический и демографический. | ua |
dc.description.abstract | The thesis deals with the investigation of making and development of primary education in Bessarabia (Ukrainian Danube Region) in the period of its being under the authority of Royal Romania. Analyzing archive materials, printed sources and literature, there have been determined the main factors, which are connected with the development of primary education and its every component on the basis of the system approach. A hypothetical scheme of the dynamic development of primary education at a definite period has been warked out and checked up. There have been revealed the peculiarities of teaching and educational process and the formation of education in primary schools. | ua |
dc.language.iso | uk | ua |
dc.publisher | Віддруковано на поліграфічній базі Ізмаїльського державного педагогічного інституту | ua |
dc.subject | початкова освіта | ua |
dc.subject | система початкової освіти | ua |
dc.subject | національна школа | ua |
dc.subject | національне виховання | ua |
dc.subject | Бессарабія | ua |
dc.subject | розвиток | ua |
dc.subject | начальное образование | ua |
dc.subject | система начального образования | ua |
dc.subject | национальная школа | ua |
dc.subject | национальное воспитание | ua |
dc.subject | Бессарабия | ua |
dc.subject | развитие | ua |
dc.subject | primary education | ua |
dc.subject | a system of primary education | ua |
dc.subject | national school | ua |
dc.subject | national system of bringing up | ua |
dc.subject | Bessarabia | ua |
dc.subject | developments | ua |
dc.subject.classification | 37.01(09) | ua |
dc.title | Розвиток початкової освіти в Бессарабії (1918 - 1944 рр.) | ua |
dc.type | Other | ua |