Необхідність індивідуалізації освіти в цілому та загальносередньої освіти зокрема,
обумовлена вимогами демократизації суспільства в процесі розбудови незалежної
України, визначенням людських пріоритетів найвищою соціальною цінністю.
Індивідуалізація навчального процесу, переход до методів об'єктивної діагностики
психіки дитини, зокрема таких важливих її компонентів як творчі і інтелектуальні
здібності вимагає діагностики індивідуальних відмінностей учнів загальноосвітньої
школи при комплектуванні профільних класів.
Дослідження націлене на практичну орієнтацію створення для загальноосвітньої школи
системи методик, за допомогою яких шкільний психолог може провести об'єктивне
діагностування індивідуальних відмінностей учнів.
Встановлено, що індивідуальні відмінності учнів загальноосвітньої школи передусім
визначаються інтелектуальними та творчими здібностями.
Теоретично обґрунтовано та експериментально перевірено, що виявлення таких
здібностей при комплектуванні профільних класів можливе за умови застосування
спеціальних діагностичних методик і є необхідним для здійснення індивідуалізації
навчально-виховного процесу. Сконструйована та апробована експериментальна
технологія діагностування інтелектуальних і творчих здібностей дозволяє на основних
перехідних етапах розвитку дітей – від молодшого до середнього, та від середнього до
старшого шкільного віку – визначити рівень розвитку здібностей, їхню предметну
спрямованість, індивідуальні особливості сприйняття та переопрацювання інформації,
а також індивідуальний тип взаємозв'язку творчих та інтелектуальних здібностей.
Необходимость индивидуализации образования в целом обусловлена требованиями
демократизации общества в процессе развития Украины, определением человеческих
приоритетов наибольшей социальной ценностью. Индивидуализация учебного
процесса, переход к методам объективной диагностики психики ребенка, в частности,
таких важнейших ее компонентов, как творческие, интеллектуальные способности,
требует диагностики индивидуальных отличий учащихся общеобразовательной
школы при комплектовании профильных классов. Исследование нацелено на
практическую ориентацию создания для общеобразовательной школы системы
методик, с помощью которых школьный психолог может провести объективную
диагностику индивидуальных отличий учащихся. Проводя исследование, мы исходили
из того известного положения, что интелект представляет собой структурированную
систему качеств: индукция и дедукция, анализ и синтез, обобщение, класификация,
абстрагирование – что в целом представляет собой способность человека к
пониманию, запоминанию и использованию информации. Соответственно, общие
интеллектуальные способности проявляются в быстроте, успешности, длительности и
качественности усвоения новых знаний. Достижения человека определяются системой
полученных знаний, что в конечном итоге определяет высокий уровень
профессиональной деятельности.
Установлено, что индивидуальные особенности учащихся общеобразовательной
школы прежде всего определяются интеллектуальными и творческими
способностями. Теоретически обосновано и экспериментально проверено, что
выявление таких способностей при комплектовании профильных классов возможно с
помощью специальных диагностических методик и является необходимым для
осуществления индивидуализации учебно-воспитательного процесса.
Сконструированная и апробированная экспериментальная технология
диагностирования интеллектуальных и творческих способностей позволяет на
основных переходных этапах – от младшего к среднему школьному возрасту –
определить уровень развития способностей, их предметную направленность,
индивидуальные особенности восприятия и переработки информации, а также
индивидуальный тип взаимосвязи творческих и интеллектуальных способностей.
Обоснованность и достоверность научных положений диссертации обусловлены
такими обстоятельствами: определение сущности на теоретическом и
экспериментальном обосновании содержания и структуры понятия "индивидуальные
отличия учащихся в интеллектуальной и творческой деятельности", использование
результатов отечественных и зарубежных исследований по психологии
индивидуальных особенностей человека. В исследованиях разработана
экспериментальная модель, которая стала базой диагностирования творческих и
интеллектуальных способностей. Модель дает возможность рассматривать
творческие способности в континиуме от наивысшего проявления нестандартного
мышления до ригидного. Оригинальность и шаблонность мыслительной деятельности
выражается, как специфическая направленность когнитивных способностей (образный
– вербалный тип) и предметная направленность креативности (интерес к определенной
предметной деятельности). Модель интеллектуальных способностей включает такие
показатели: уровень развития (одаренность – средний интеллект – низкий),
вербальная-невербальная направленность (чувственно-образный или словесный тип
восприятия информации); конкретный-абстрактный - анализирующий-синтезирующий
тип мышления.
Соответственно модели был разработан тест креативности, который включает ряд
субтестов и определяет различные аспекты творческой деятельности с точки зрения
индивидуальных особенностей. В соответствии с моделью интеллекта в исследовании
был использован "Тест интеллекта", который включал вербальную и невербальную
шкалы. Установлено, что индивидуализация учебного процесса в школе в
значительной мере зависит от выявления и учета индивидуальных отличий интеллекта
ребенка и способности к творчеству в целом, особенно это важно при комплектовании
профильных классов. Установлено, что творчество у учеников 8-9 классов имеет свою
специфику, а именно: по результатам оно субъективно (продукт творчества чаще всего
не имеет социальной значимости); по мотивации творчество не стимулировано
успехом, лишь удовлетворяет интересы ребенка, креативность может быть
потенциальной, по своему проявлению она маскируется различными отклонениями
поведения учебной деятельности ребенка. Творческие способности могут проявляться
на различных возрастных этапах развития детей.
Istablished, that individual features of a students comprehensive school at acquisition of
profile classes first of all is defined(determined) by intellectual and creative abilities.
Theoretically proved and checked experimentally, that the revealing of such abilities is
possible with the help of special diagnostic techniques and is necessary for realization of an
individualization edicational of process. Designed and approve the experimental technology
of diagnosing of intellectual and creative abilities allows at the basic transitive stages - from
younger to average and from average to the grown-up - to define(determine) a level of
development of abilities, their subject orientation, individual type of perception(recognition)
and processing of the information, and also individual type of interrelation of creative and
intellectual abilities.