Дисертація присвячена проблемі становлення і розвитку особистості у
підлітковому віці та ролі здорового способу життя у цьому процесі. Теоретично
обґрунтовані соціально-педагогічні особливості становлення особистості підліткового віку, розглянуто соціально-педагогічні чинники формування здорового способу життя особистості, науково-теоретичні засади формування здорового способу життя,
соціально-правові аспекти цього процесу. Висвітлені рекомендації по розробці та
оцінюванні соціальних проектів, спрямованих на формування здорового способу життя
підлітків.
За результатами дослідження визначено основні напрями роботи соціальних
педагогів щодо створення умов у напрямі формування здорового способу життя підлітків,
що є передумовою становлення соціально активної особистості. Доведено необхідність,
розроблено та апробовано систему підготовки соціальних педагогів до такого виду
професійної діяльності під час проведення семінарів та тренінгів.
Диссертация посвящена проблеме становления и развития личности в подростковом
возрасте и социальной роли здорового образа жизни в этом процессе. Цель проведения
данного исследования – выявить особенности становления социальной личности подростка
в процессе формирования понимания необходимости здорового способу жизни и
обосновать значение профессиональной компетентности социальных педагогов в этом
процессе.
Подростковый возраст характеризуется особенными сложностями в силу
стремительного физического развития индивида в этом возрасте, в частности, проблемами
социального становления как личности. Здоровый образ жизни через составляющие –
физическое, психическое, моральное и социальное здоровье – дает возможность для более
оптимального становления и развития личности.
В работе раскрыты современные научные взгляды на здоровье и здоровый образ
жизни ведущих специалистов разных отраслей – медицины, педагогики, философии.
Доказано, что формирование здорового образа жизни является сложным многогранным
процессом, то есть отдельной научно-практической дисциплиной с собственными теорией,
методологией, методиками и механизмами.
Ведущая роль в процессе становления и развития личности принадлежит
социально-педагогическим факторам формирования здорового образа жизни в
подростковом возрасте: ровесникам, семье, социальным институтам и др. Основным
методом достижения цели - позитивных результатов формирования здорового образа
жизни - есть активное включение самих подростков в эту работу при одновременном
привлечении ровесников.
Социальные педагоги в силу своих профессиональных возможностей через
социальную составляющую, путем создания реальных условий оказывают влияние на
физическое, психическое и моральное развитие личности. Формирование осознания
важности здорового способа жизни в подростковом возрасте является ключевым вопросом
в социально-педагогической деятельности социальных педагогов. Для эффективного
решения поставленной проблемы социальные педагоги должны иметь специальные знания
и навыки разработки, оценки и внедрения социальных проектов по формированию
здорового образа жизни подростков.
В результате данного исследования такой блок специальных знаний был разработан
и включает в себя характеристику особенностей подросткового возраста, социальные
факторы формирования здорового образа жизни личности, научно-теоретические основы
формирования здорового образа жизни, социально-правовые аспекты этого процесса. А
также даны рекомендации по разработке и оценке социальных проектов, направленных на
формирование здорового образа жизни подростков.
В данной работе также приведены некоторые результаты всеукраинского
социологического исследования “Способ жизни молодежи”, которые касаются проблем
подросткового возраста. Выделены аспекты наиболее влиятельных источников
формирования здорового образа жизни для подростков.
Проведен анализ законодательной базы по формированию здорового образа жизни,
отмечено, что в Украине такая база действует, но ее необходимо доработать для
комплексного обеспечения деятельности всех специалистов, которые работают в сфере
формирования здорового образа жизни подростков и молодежи.
По результатам исследования определены основные направления роботы
социальных педагогов по созданию условий по формированию здорового образа жизни
подростков, что, в свою очередь, может быть оптимальной основой становления социально
активной личности. Доказана необходимость и апробирована система знаний подготовки
социальных педагогов к такому виду профессиональной деятельности во время проведения
семинаров и тренингов для социальных педагогов и социальных работников социальных
служб для молодежи. Разработана модель социально-педагогической деятельности
социальных педагогов по формированию здорового образа жизни подростков, которая дает
возможность выявлять основные механизмы социально-педагогического влияния на
формирование навыков здорового образа жизни у подростков и определять оптимальные
пути внедрения социальных проектов по формированию здорового образа жизни.
В работе разработана и апробирована методика научной оценки
социально-педагогических проектов (формирующее оценивание, процессуальное
(поточное), оценивание за результатами) как один из механизмов проверки оптимальности
этих проектов. По данной методике отработано ряд социальных программ по
формированию здорового образа жизни подростков.
The thesis deals with the issues of socialisation and individual development in adolescent
age and the role of health promotion in this process. Social and pedagogical aspects of adolescent
age are examined theoretically as well as social, pedagogical and legal aspects and theoretical
approaches to health promotion. The thesis offers recommendations on development and
evaluation of social projects aimed at youth health promotio.
According to the data obtained from the research, the main directions in the work of social
pedagogues in the field of youth health promotion are identified. The work illustrates the necessity
in a system of professional training in the field of social pedagogy and the training modules already developed through a series of seminars and training workshops.