У дисертації висвітлено проблеми вдосконалення підготовки майбутніх учителів
обслуговуючої праці.
Теоретично обґрунтовано зміст програми курсу “Українська народна вишивка” для
підготовки вчителів обслуговуючої праці й експериментально перевірено її доступність. Відібрано
діагностичні методики для визначення рівнів сформованості пізнавальних та психомоторних
здібностей студентів, розроблено сукупність завдань для розвитку спеціальних здібностей у
процесі викладання курсу “Українська народна вишивка”, перевірено їх вплив на формування
рівнів спеціальних здібностей, необхідних при обробці текстильних матеріалів ручними швами. Визначено умови ефективного формування пізнавальної активності при організації блокового
вивчення студентами курсу “Українська народна вишивка”. Розроблено та перевірено на
ефективність методику формування національної самосвідомості майбутніх учителів
обслуговуючої праці в процесі вивчення ними мистецтва народної вишивки.
Теоретично обґрунтовані й експериментально перевірені результати проведеного
дослідження можуть бути використані як науково-методична основа для вдосконалення
управління процесом вивчення курсу “Української народної вишивки” майбутніми вчителями
обслуговуючої праці.
В диссертации освещены проблемы усовершенствования подготовки будущего учителя
обслуживающего труда.
В настоящей работе выполнено исследование по определению содержания преподавания
курса “Украинская народная вышивка” в высшем учебном заведении.
Впервые рассматривается вопрос о украинской народной вышивке как факторе
национального воспитания, систематизированы основные признаки, по которым
классифицировали типологию вышивки предыдущие исследователи. Определены сущность,
структура и критерии отбора материала для составления программы курса “Украинская народная
вышивка”.
На основании комплексного изучения состояния проблемы методики преподавания курса
“Украинская народная вышивка” как в школе, так и высшем учебном заведении определено, что
проблема подготовки учительских кадров не решена полностью и остается, учитывая
необходимость модернизации в сфере образования, одной из наиболее актуальных. Ее решение
тесно взаимосвязано с выполнением задач трудового обучения.
В разработанной и экспериментально проверенной программе курса “Украинская народная
вышивка” учтены виды деятельности, которые характерны для учителя любой специальности и
специфические виды деятельности учителя обслуживающего труда. Наряду с реализацией
учебных целей, настоящей программой предусмотрено эстетическое, художественное и интеллектуальное развитие студентов, что обеспечивает полноценную подготовку их к
профессиональной деятельности учителя обслуживающего труда.
В диссертации впервые обоснованы методические основы и приемы формирования
познавательных и психомоторных способностей студентов в процессе освоения приемов
вышивки, проведено отбор диагностических методик для определения уровней сформированности
познавательных и психомоторных способностей будущих учителей обслуживающего труда,
разработано совокупность заданий для развития специальных способностей, необходимых при
обработке текстильных материалов ручными швами.
На основе эксперимента разработаны критерии, которые нужно учитывать при
выставлении оценок за выполненные работы.
Определено условия эффективного формирования познавательной активности в структуре
блоковой организации изучения студентами курса “Украинская народная вышивка”.
Исследование показало, что обеспечение высокой мотивации учебной деятельности,
индивидуализация процесса обучения путем более полного использования развивающих
возможностей содержания учебного предмета, планирования различных форм организации
учебной деятельности студентов, системы методов, а также приемов и средств контроля качества
знаний, умений, являются главными дидактическими условиями усовершенствования методики
преподавания народного декоративно-прикладного искусства и, в частности, украинской народной
вышивки. В диссертации обосновывается целесообразность ориентации внимания студентов на
творческие элементы будущей деятельности, на развитие их специальных способностей и
познавательную активизацию.
Установлено, что занятия украинской народной вышивкой по предлагаемой автором
методике способствовало повышению учебно-воспитательных возможностей предмета в системе
практикума “Украинские ремесла”, содействовало национально-культурному развитию студентов.
Показано, что средствами декоративно-прикладного искусства можно привить чувства любви и
уважения к народным традициям, обычаям и обрядам; интерес к истории и культуре своего
народа; потребность совершенствовать свои знания и умения; влиять на формирование
национального самосознания.
При проведении анализа экспериментальных данных и педагогического опыта были
выявлены негативные тенденции при изучении студентами курса “Украинская народная
вышивка”, которые заключались в чрезмерном увлечении формированием практических умений и
навыков. Вопросам региональных особенностей украинской вышивки, возрождения местных
промыслов внимания уделялось недостаточно, что свидетельствует о неполном использовании
потенциала украинской народной вышивки для формирования национального самосознания. В диссертации разработано и проверено на эффективность методику формирования
национального самосознания будущих учителей обслуживающего труда в процессе изучения ими
искусства народной вышивки. Уровень национального самосознания студентов определялся
автором на основе разработанной ею методики и критериев определения уровня
сформированности национального самосознания в результате изучения курса “Украинская
народная вышивка”.
Результаты исследования, подтвержденные экспериментально, указывают на
эффективность предлагаемой программы “Украинская народная вышивка” и методики
формирования знаний, умений студентов, а также методики воспитания национального
самосознания. Поэтому методики, разработанные автором, могут быть использованы с целью
совершенствования преподавания предметов народного декоративно-прикладного искусства в
высших педагогических учебных заведениях.
In the thesis the basic problems of improvement of preparation of the future teachers of
handicrafts are displayed.
The contents of the programme of a course “Ukrainian National Embroidery” for preparation of
the teachers of handicrafts is theoretically proved and its availability is checked experimentally up. The
diagnostic techniques for definition of levels of forming learning and psychomotoric abilities of the
students are selected, the set of tasks for development of special abilities during teaching a course
“Ukrainian National Embroidery” is worked out, their influence on formation of levels of special abilities
necessary at processing of textile materials by manual seams is checked up. The conditions of effective
formation of a learning activity in structure of the block organization of study of a course “Ukrainian
National Embroidery” by the students are determined. The technique of formation of national
self-consciousness of the future teachers of handicrafts during their study of art of national embroidery is
worked out and checked up on efficiency.
The results of the carried out research are theoretically proved and experimentally checked up.
They can be used as a scientific – methodical basis for improvement of management of process of study
of a course “Ukrainian National Embroidery” by the future teachers of handicrafts.