Цифровий репозитарій
Українського державного університету
імені Михайла Драгоманова

"Пригоди молодого лицаря. Роман з козацьких часів" Спиридона Черкасенка (типологія жанру, специфіка образної системи і способи її художньої реалізації)

ISSN: 2310-8290

Показати скорочений опис матеріалу

dc.contributor.author Дяченко, Світлана Іванівна
dc.date.accessioned 2017-09-18T13:33:48Z
dc.date.available 2017-09-18T13:33:48Z
dc.date.issued 2001
dc.identifier.citation Дяченко С. І. "Пригоди молодого лицаря. Роман з козацьких часів" Спиридона Черкасенка (типологія жанру, специфіка образної системи і способи її художньої реалізації) : автореф. дис. ... канд. філол. наук: 10.01.01 / Світлана Іванівна Дяченко ; наук. кер. А. Б. Гуляк ; Національний педагогічний університет імені М. П. Драгоманова . - Київ, 2001. - 17 с. ua
dc.identifier.uri http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/15620
dc.description.abstract У дисертації розглядаються деякі теоретичні питання історичного і пригодницького романів, визначається вплив міфопоетичної свідомості, неусвідомленого відтворення міфологічних структур в романі. На основі дослідження жанрових, композиційних та хронотопних особливостей роману "Пригоди молодого лицаря" зроблено спробу осягнути внутрішню організацію його художньої структури, для якої характерні ознаки словесної і сюжетної гнучкості. За допомогою портрета - одного з найважливіших засобів художнього вислову - досліджується й аналізується образна система роману "Пригоди молодого лицаря", розкривається майстерність психологічного аналізу у ньому. На основі мікроаналізу Черкасенкового твору визначено художню своєрідність авторського письма, проаналізовано взаємозв´язок та особливості жанрового різновиду і поетичності мови роману. Встановлено: "Пригоди молодого лицаря. Роман з козацьких часів" є історико-пригодницьким романом з гармонійним поєднанням різних стильових ознак художнього письма, із всебічним розкриттям характерів і психологічних станів. ua
dc.description.abstract В диссертации исследуются основные аспекты взаимодействия мифа, авнтюрно-сказочных мотивов и исторических событий начала ХУІІ века, что позволило сквозь призму этого взаимодействия рассмотреть роман "Пригоди молодого лицаря", который только через полстолетия попал к украинскому читателю. Анализируется авторское видение и творческое представление автором истории в романе. С.Черкасенко через поэтическую фантазию трансформирует историю фактов в историю картин и образов. Поэтическая фантазия при этом способствует типизации, углублению историзма и созданию художественной правды, которая воспринимается шире, объѐмнее, чем конкретные факты истории, ибо подает действия в их движении, становлении, взаимодействии. Рассматриваются некоторые теоретические вопросы исторического и приключенческого романов, определяется влияние мифопоэтического сознания, неосознанного воспроизведения мифологических структур в романе. Обращается внимание на некоторые труды К.Юнга, в которых он указывал на общность в различных видах человеческой фантазии (включая миф, поэзию, бессознательное фантазирование в снах) и возвѐл это общее к коллективно-подсознательным психологическим мифоподобным символам – архетипам. У Юнга они выступают как некие структуры первычных образов коллективной бессознательной фантазии и категории символической мысли, организующие исходящие извне представления. На рубеже веков, в период перехода от реализма ХІХ века, мифология в силу своей исконной символичности оказалась удобным языком описания вечных моделей личного и общественного поведения. Общим свойством многих явлений "неомифологического" искусства было стремление к художественному синтезу разнообразных и разнонаправленных традиций. На основании исследования жанровых, композиционных и хронотопных особенностей романа "Пригоди молодого лицаря" сделана попытка осмысления внутренней организации его художественной структуры. При помощи портрета - наиболее важного средства художественного выражения - исследуется и анализируется образная система романа "Пригоди молодого лицаря" в сопоставлении с романами "Сагайдачний" Д.Мордовца и "Сагайдачний" А.Чайковского; раскрывается мастерство психологического анализа в романе "Пригоди молодого лицаря". В романе С.Черкасенко портрет, воспроизведенный в определенных измерениях, выразительно индивидуализирован. Писатель искусно изображает внутренний мир героев, их мысли, чувства, показывает изменение их настроений, психологических состояний путѐм описания внешности персонажей. Кроме главных персонажей романа "Пригоди молодого лицаря", анализируется и одухотворѐнный автором образ природы. Сущность процессов очеловечения, как и обратных ему процессов, заключается в перенесении на личность свойств предметного мира. Такие процессы свидетельствуют: писатель не только обладает возможностью проникаться состояниями собственно человеческих мыслей и переживаний, но и художественно воспроизводит такие состояния. С.Черкасенко умеет видеть и понимать человека в природе и природу в человеке. Определено, что роман "Пригоди молодого лицаря" может считаться тем "животвором", в котором тонкая, нежная, неповторимая, как музыка, природа всегда гармонирует с настроениями человека. При помощи пейзажей романист раскрывает сложную гамму чувств, переживаний, настроений персонажей. Начиная со специфично-конкретных пейзажных картин разноцветной степи и безбрежного моря, южной летней ночи и зарождения нового дня, - подчѐркивая гармонию во всей природе, - С.Черкасенко незаметно ведет читателей к обобщѐнно-философским размышлениям о красоте и величии родной страны. На основании микроанализа произведения С.Черкасенко определено художественное своеобрезие авторского стиля, проанализирована взаимосвязь и особенности жанровой разновидности и поэтики романа. Романист, как истинный художник слова, тонко понимает душевное состояние человека, поэтому умело воспроизводит субъективный мир своих героев. Сферу чувств, мыслей, переживаний персонажей писатель подает и анализирует как можно подробнее – во всей их сложности, глубине, противоречии, многогранности. С этой целью автор романа объединяет достаточно разноплановые средства и приемы, понимает их экспрессивно-стилистические и номинативно-логические свойства. Роман С. Черкасенко характеризирует слияние искреннего непосредственного лиризма с психологическим анализом и бытовым реализмом, соединение их с широким спектром лексико-фразеологических и морфолого-синтаксических средств общенародного языка. Установлено: "Пригоди молодого лицаря. Роман з козацьких часів" - это историко-приключенческий роман с органическим соединением разных стилевых примет художественного письма, со всесторонним раскрытием характеров и психологических состояний. С.Черкасенко обогатил украинскую литературу новой жанровой разновидностью романа, засвидетельствовав неисчерпаемые возможности эпики. ua
dc.description.abstract The dissertation deals with some theoretical issues of historical novels and novels of suspense and defines the influence of mythical and poetical consciousness and inconscient reproduction of mythical patterns in the novel. On the basis of the study of genre, compositional and chronotype peculiarities of the novel „The Adventures of a Young Knight’ an attempt was made to perceive an internal organization of its artistic structure which is marked by indications of verbal and plotline flexibility. By means of a portrait – the most important means of artistic expression - a figurative system of the novel „The Adventures of a Young Knight’ is studied and analysed, the art of psychological analysis in it is revealed. On the basis of the microanalysis of Cherkassenko’s novel an artistic distinctnesses of the author’s writing were determined, interrelation and peculiarities of genre variety and poetic language of the novel was analysed. It is established that „The Adventures of a Young Knight A Novel from Kossak Times’ is a historical and thrill novel with a harmonic combination of various style features of artistic writing, with all-round revelation of characters and psychological conditions. ua
dc.language.iso uk ua
dc.publisher Видавництво НПУ імені М. П.Драгоманова ua
dc.subject жанр ua
dc.subject поетика ua
dc.subject історичний ua
dc.subject пригодницький ua
dc.subject лицарський (авантюрний) романи ua
dc.subject міф ua
dc.subject архетип ua
dc.subject хронотоп жанр ua
dc.subject поэтика ua
dc.subject исторический ua
dc.subject приключенческий ua
dc.subject рыцарский (авантюрный) романы ua
dc.subject миф ua
dc.subject архетип ua
dc.subject хронотоп ua
dc.subject genre ua
dc.subject poetics ua
dc.subject historical ua
dc.subject thrill ua
dc.subject tale of chivalry ua
dc.subject adventurist novel ua
dc.subject myth ua
dc.subject archetype ua
dc.subject chronotope ua
dc.subject.classification 821. 161. 2 (092) ua
dc.title "Пригоди молодого лицаря. Роман з козацьких часів" Спиридона Черкасенка (типологія жанру, специфіка образної системи і способи її художньої реалізації) ua
dc.type Other ua


Долучені файли

Даний матеріал зустрічається у наступних фондах

Показати скорочений опис матеріалу