Дисертаційна робота присвячена вивченню проблеми впливу взаємодії
вчителя з учнями у процесі розв’язання “важких” задач молодшими
школярами. У роботі обгрунтовується положення про природу, структуру
взаємодії. Розглядається процес взаємодії в системі відношень в цілому, в
педагогічному процесі зокрема. Виявлено види взаємодії в системі “вчитель –
учень” і “учень – учитель”.
Поданий аналіз проблеми задачі в психологічних дослідженнях.
Обгрунтовується зміст поняття “важка” задача.
Розроблена і випробувана структурно-функціональна модель-система
взаємодії, яка складається з інтелектуальних дій з боку вчителя:
інформаційно-пізнавальних, контрольно-оціночних, стимулюючих і включає
такі сторони, як емоційно-вольова, комунікативно-сензитивна, особистісна,
що спрямовані на формування процесу розв’язання задач у молодшому
шкільному віці..
Виявлено, що від виду взаємодії вчителя з учнями залежить рівень
розв’язання задач і розвиток таких індивідуальних властивостей мислення
дітей як самостійність і гнучкість.
Диссертационное исследование посвящено проблеме
психолого-педагогического взаимодействия в процессе решения “трудных”
задач младшими школьниками. В роботе представлен
теоретико-аналитический обзор психолого-педагогической литературы по
проблеме взаимодействия; исследуется его влияние при решении задач
учащимися; осуществлен ретроспективный анализ по вопросу “задача”,
представлена эффективность задачного подхода для развития мышления
учащихся; представлена разработанная структурно-функциональная
модель-система, раскрывается ее роль в процессе формирования решения
задач младшими школьниками.
На основе теоретического анализа литературы показана ведущая роль
взаимодействия в учебно-воспитательном процессе. Подчеркнуто, что
процесс взаимодействия является способом осуществления совместной
деятельности и выступает условием интеллектуального развития, потому что
богатство и разнообразие субъект-субъектных взаимосвязей, отношений
совместной учебной деятельности обеспечивает продуктивность умственной
деятельности учащихся. Раскрыты особенности взаимодействия партнеров и
характер их межличностных отношений.
Существующая организация учебного взаимодействия в школе
характеризуется тем, что резко разведены позиции учителя и ученика.
Активность последнего регламентируется узкими рамками действий учителя,
подражанием задаваемым образцам. Подобное взаимодействие по типу
имитации не способствует развитию интеллектуальной активности у
школьников при решении задач. Иными словами в настоящее время в учебной
деятельности в процессе обучения в младшем школьном возрасте отсутствуют
условия, которые позволили бы целенаправленно формировать
интеллектуальные качества в ходе решения задач.
В диссертации раскрывается сущность задачи с позиции
деятельностного подхода, что позволило рассматривать способ как систему
умственных действий, направленных на успешное решение.
Таким образом, анализ проблемы выявил необходимость в научной
разработке психологических условий и методики обучения младших
школьников решению “трудных” задач в процессе взаимодействия.
В ходе исследования на основе следующих показателей:
информационно-познавательные, организационные, контрольно-оценочные,
стимулирующие, коммуникативные действия учителя выявлены наиболее
часто встречающиеся виды взаимодействия в системе “учитель – ученик” и
установлено, что существует связь между видом взаимодействия и уровнем
сформированности индивидуальных особенностей мыслительной
деятельности младших школьников в ходе решения задач. Наиболее
эффективным видом оказался – коллегиальный.
Разработана структурно-функциональная модель система
взаимодействия, которая является одним из психологических условий,
способствующих как эффективному решению “трудных” задач, так и
развитию индивидуальных особенностей мышления младших школьников, в
частности самостоятельности и гибкости.
Анализ выявленных в ходе исследования видов взаимодействия
позволил установить, что наиболее благоприятным является коллегиальный
вид взаимодействия. На его основе была разработана гибкая система действий
учителя, направленная на поиск решения и развитие интеллектуальных
качеств личности, к которым были отнесены:
информационно-познавательные, рассматриваемые как микрозадачи,
способствующие развитию мыслительных действий (анализ, сопоставление,
уточнение, рассуждение и т.п.); контрольно-оценочные и стимулирующие
(поощрение, одобрение, умеренное порицание, повышение социальной роли в
коллективе). Выделены такие три стороны взаимодействия:
эмоционально-волевая; коммуникативно-сензитивная (паралингвистические,
экстралингвистические, вещественно-знаковые средства); личностная
(доброжелательность, требовательность, расположенность, сдержанность).
Установлены критерии уровня сформированности решения “трудных”
задач младшими школьниками на основе структурно-функциональной
модель-системы в процессе взаимодействия: запись вспомогательной модели
задачи; предвосхищение хода решения и планирования своих действий;
способность самостоятельно переключаться от одной мыслительной операции
к другой, от одного способа действия к следующему, с прямого хода
рассуждения на обратный; аргументация в ходе решения; помощь;
саморегуляция и контроль.
В соответствии с этими критериями проведен сравнительный анализ
экспериментальных и контрольных классов. Установлены различия уровней
сформированности решения “трудных” задач младшими школьниками,
которые обеспечивают не только успешность решения, но и развитие
интеллектуальных качеств личности. У учащихся экспериментальных классов
прослеживается способность к самостоятельному поиску решения
вариативных задач, что, в свою очередь, оказывает благоприятное влияние на
развитие самостоятельности и гибкости мышления в ходе решения.
Использованная в эксперименте методика формирования решения
“трудных” задач в процессе взаимодействия свидетельствует о
положительном ее влиянии по сравнению с той, что используется в практике
школьного обучения.
The dissertation is dedicated to the study of the problem of the teacher and
pupils interaction in the process of “difficult” tasks solution. The nature and
structure of this interaction are substantiated in the thesis. The process of the
interaction is considered in the system of relations in general and in the
pedagogical process in particular.
The problem of task considered in psychological researches is analysed. The
concept of a “difficult” task is grounded.
Structural and functional model-system of the interaction directed to the
formation of the process of tasks solution by junior pupils is worked out and
tested.
It is reveled that the task solution level and the development of the
children’s individual peculiarities of thinking depend on the type of the teacher
and pupils interaction.