Digital Repository
Dragomanov
Ukrainian State University

Просвітницька діяльність та педагогічні погляди Юліяна Дзеровича

ISSN: 2310-8290

Show simple item record

dc.contributor.author Пастушенко, Наталія Миколаївна
dc.date.accessioned 2017-09-18T13:19:14Z
dc.date.available 2017-09-18T13:19:14Z
dc.date.issued 2001
dc.identifier.citation Пастушенко Н. М. Просвітницька діяльність та педагогічні погляди Юліяна Дзеровича : автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Наталія Миколаївна Пастушенко ; наук. кер. І. І. Шкурко ; Національний педагогічний університет імені М. П. Драгоманова. - Київ, 2001. - 22 с. ua
dc.identifier.uri http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/15615
dc.description.abstract Дисертація присвячена дослідженню просвітницької та педагогічної діяльності і педагогічних поглядів галицького педагога кінця ХІХ – першої половини ХХ століття Юліяна Дзеровича (1871-1943). Проаналізовано теоретико-методологічну базу його педагогічної творчої спадщини і просвітницької та педагогічної діяльності, з’ясовано проблеми українського шкільництва першої половини ХХ століття і їх висвітлення у працях Ю.Дзеровича, показано участь галицького педагога у їх розв’язанні. Проаналізовано погляди Ю.Дзеровича і виявлено відкриту, здатну до еволюції в нових умовах систему національного українського виховання, наскрізним принципом якої є християнський гуманізм. Оцінено актуальність педагогічних ідей Ю.Дзеровича для виховання української молоді на сучасному етапі розвитку Української держави. ua
dc.description.abstract Диссертация посвящена исследованию просветительско-педагогической деятельности и педагогических взглядов церковного и общественного деятеля, педагога, талантливого теоретика украинского национального воспитания Юлияна Дзеровича (1871-1943). В работе проанализированы творческое наследие педагога, теоретико-методологические основы его педагогических взглядов; представлены подходы Ю.Дзеровича к решению проблем украинской школы первой половины ХХ века, а также раскрывается конкретный вклад ученого в их практическое решение. В работе акцентируется роль Ю.Дзеровича как лидера украинской общественности в деле создания частных средних учебных заведений, в том числе учительских семинарий. Раскрывается роль Ю.Дзеровича в организации национального воспитания украинской молодежи в государственных школах. Показаны также пути реализации общественных образовательных инициатив, направленных на решение существующих проблем, которые имели место в практике педагогической и просветительской деятельности Ю.Дзеровича. Ю.Дзерович являлся активным членом ряда украинских общественных организаций, которые благодаря его энергии также активно работали в деле развития украинской педагогики и национального воспитания. Среди них: Общество св. Апостола Павла, Общество св. Апостола Андрея, кооператив “Достава”, Христианский Суспильный Союз, Украинское Национально-Демократическое Объединение, Украинский Католицкий Союз. Вышеизложенное позволило автору диссертационного исследования сделать вывод о том, что Юлиян Дзерович – один из наиболее авторитетных и ярких представителей украинского педагогического движения первой половины ХХ века, незаслуженно забытый украинской наукой. В диссертации проанализирована методологическая база просветительской и педагогической деятельности Ю.Дзеровича. Среди них: идеология народовцев, идеология национализма, консерватизм, философские идеи христианства, неотомизм и прагматизм. Отдельный предмет исследования представляют педагогические взгляды Ю.Дзеровича. Использование системного метода позволило проанализировать их как педагогическую систему. Раскрываются взгляды галицкого педагога на цели, содержание и методы виспитания. Выделены принципы, которые, по мнению автора диссертации, обусловили специфику воспитательного процесса в педагогической системе Ю.Дзеровича. Содержание воспитания в педагогической системе Ю.Дзеровича составляют физическое воспитание и воспитание души. Физическое воспитание должно научить ребенка не только беречь свое тело и здоровье, но также физически себя развивать. Воспитание души по Ю.Дзеровичу состоит из воспитания чувств и воли. Последнее не утратило своей актуальности по сей день. Особый интерес представляет взгляд Ю.Дзеровича на дисциплину как на основное средство воспитания. В содержание понятия “дисциплина” он включает: пример, приучивание, приказ, запрет, наблюдение, припоминание, просьбу, поощрение, похвалу, упрек, наказание, награду. В центре воспитательного процесса педагог ставит человека как самодовлеющую моральную личность, предвосхищая современные тенденции гуманизации и гуманитаризации образования. Выявлено схожие черты во взглядах на воспитание между Ю.Дзеровичем и К.Ушинским, а также влияние на педагогическое мировоззрение галицкого педагога идей известного немецкого ученого, педагога и философа Ф.Ферстера, американского педагога и философа Д.Дьюи. Школа, по мнению Ю.Дзеровича, должна быть религиозной, что с точки зрения сегодняшнего дня является вопросом дискуссионным. Но не подлежит сомнению то, что она должна быть практична и национальна. Автор делает вывод о том, что научно-теоретическая педагогическая деятельность Ю.Дзеровича – значительный вклад в историю украинской педагогической мысли. Его педагогические взгляды являют собой целостную открытую воспитательную систему, способную эволюционировать в новых условиях. Все ее элементы пронизывает принцип христианского гуманизма. Взгляды Юлияна Дзеровича на воспитание не устарели, они сохраняют свою значимость для современной педагогической теории и практики. ua
dc.description.abstract This thesis covers the educational and pedagogical activities of Yulian Dzerovych (1871-1943) – a prominent ecclesiastical and social personality in Halychyna at the turn of the 19th century and in the first half of the 20th century. The theoretical and methodological foundations of his pedagogical creative heritage and his educational and pedagogical activities have been researched. The problems of the Ukrainian educational system in this period have been elucidated as well as covered in the works by Yu. Dzerovych. His role in solving the problems raised has been discussed as well. Yu.Dzerovych’s views have been researched and the system of education and upbringing created by him has been proven to have Christian humanism as its main principle and has been able to evolutionize. The topicality of Yu. Dzerovych’s pedagogical ideas for the upbringing of Ukrainian youth at the present stage of the developmment of the Ukrainian state has been established. ua
dc.language.iso uk ua
dc.publisher Видавничо-поліграфічний відділ ЛвЦНТЕІ м. Львів ua
dc.subject національне виховання ua
dc.subject виховна система ua
dc.subject просвітницька діяльність ua
dc.subject педагогічна діяльність ua
dc.subject християнський гуманізм ua
dc.subject педагогічні погляди ua
dc.subject принципи національного виховання ua
dc.subject национальное воспитание ua
dc.subject система воспитания ua
dc.subject просветительская деятельность ua
dc.subject педагогическая деятельность ua
dc.subject христианский гуманизм ua
dc.subject педагогические взгляды ua
dc.subject принципы национального воспитания ua
dc.subject national upbringing ua
dc.subject the system of upbringing ua
dc.subject enlightening activity ua
dc.subject pedagogical activity ua
dc.subject Christian humanism ua
dc.subject pedagogical views ua
dc.subject principles of national upbringing ua
dc.subject.classification 37 (092)(477.83) ua
dc.title Просвітницька діяльність та педагогічні погляди Юліяна Дзеровича ua
dc.type Other ua


Files in this item

This item appears in the following Collection(s)

Show simple item record

Search DSpace


Browse

My Account

Statistics