Дисертацію присвячено дослідженню проблеми особливостей особистісного розвитку
молодшого школяра. Розглянуто теоретико-педагогічні особливості морального
розвитку підростаючої особистості та закономірності її формування у молодшому
шкільному віці. Визначено структурно-функціональні особливості особистісного
розвитку молодшого школяра.
Розкрито психолого-педагогічні умови створення виховних ситуацій згідно концепції
особистісно зорієнтованого виховання, які визначають стратегію морального розвитку
особистості. Окреслено наукові основи особистісного розвитку школяра та шляхи
оптимізації процесу морального розвитку у початковій ланці середньої школи. Науково
обгрунтована система роботи вчителя з морального виховання учнів молодшого
шкільного віку, розроблено та апробовано комплекс методів діагностики морального
розвитку молодшого школяра, які можуть бути використані у роботі практичного
психолога; створено науково-практичні рекомендації до умов та засобів
психолого-педагогічного впливу на моральний розвиток учнів початкових класів.
Диссертационная работа посвящена исследованию проблемы психологических
особенностей личностного развития младшего школьника.
Рассмотрены теоретико-педагогические особенности нравственного развития
подрастающей личности. В диссертации представлено теоретическое обобщение и
новое решение проблемы личностного развития младшего школьника, которое состоит
в раскрытии сущности и содержания этого процесса, характеристике его проявлений в
зависимости от активизации эмоционально-ценностной и мотивационной сферы,
знаний о нравственных нормах поведения личности. Доказано, что процесс личностного
развития осуществляется более эффективно при условии соответствия содержания и
форм жизнедеятельности младшего школьника его актуальным социогенным
потребностям. Исходным в диссертации есть положение о том, что именно
нравственная деятельность выступает реальным критерием личностного развития
субъекта. Формирование основных компонентов этой деятельности обеспечивает
развитие внутреннего потенциала личности, ее нравственных привычек, нравственного
поведения, эмпатийного отношения к людям.
Теоретический анализ показал, что одним из факторов развития деятельности являются
мотивы, выступающие теми побуждениями, которые определяют выбор
направленности поведения и деятельности субъекта. Именно деятельность и общение –
наиболее благоприятные условия для формирования нравственной мотивации. В этом
контексте особенно важным есть формирование внутренних побуждений, способности
выделить определенную нравственную ценность, воплотив ее в конкретный
поведенческий поступок.
В ходе экспериментальной работы были определены уровни нравственного развития
младшего школьника, установлены критерии: познавательный,
эмоционально-ценностный, практически-деятельностный.
Исследование показало, что нравственное развитие не является изолированным
процессом. Процесс нравственного становления личности тесно связан с социальным и
общим психическим развитием ребенка, а именно: происходит в контексте становления
целостной личности ребенка. Поэтому целесообразно организовывать
учебно-воспитательный процесс так, чтобы максимально способствовать развитию
позитивной “Я - концепции” ученика, уверенности в собственных силах, открытости,
гуманности. Для того, чтобы школьник правильно осознал истинное значение
нравственной нормы, необходима специальная система целенаправленных влияний.
В этом ключе нами были определены наиболее действенные средства влияния на
подрастающую личность. Исследование показало, что наряду с работой по усвоению
нравственных понятий, необходимо создавать психолого-педагогические условия с
целью превращения ребенка в активного субъекта конкретных нравственных
человеческих отношений и поступков, чтобы все ситуации были нравственно значимы
для ученика и эмоционально им переживались. Все взаимоотношения школьников со
взрослыми, сверстниками, товарищами по классу должны быть организованы таким
образом, чтобы в них была воплощена модель тех качеств, которыми дети должны
овладеть (сочувствие, уважение, забота, ответственность и др.). Важная роль при этом
отводится системе работы по формированию навыков прогнозирования поведения,
эмоционального предвосхищения событий, мотивации поступков. На каждом из этих
этапов работы использовались адекватные средства влияния на процесс нравственного
становления личности младшего школьника.
Исходя из определения понятия “нравственное становление”как своеобразного сплава
эмоций, мотивов, нравственных знаний и соответствующих поступков, важную роль в
этом аспекте играют разного рода нравственные задания, которые требуют
напряженной умственной деятельности: осознать проблему, избрать правильный способ
поведения, предложить собственный вариант решения. Наиболее эффективными
формами работы в этом направлении являются ситуации-коллизии, инсценизации,
тренинговые упражнения.
Процесс нравственного развития поддается целенаправленной коррекции и влиянию.
Для этого использовались такие формы работы: решение проблемных поведенческих
ситуаций, игры, беседы на морально-этические темы, сочинения-миниатюры,
наблюдения, анализ ученической документации.
В целом указанные пути, методы и средства влияния способствуют личностному
развитию и саморазвитию младшего школьника.
На основе полученных выводов разработаны методические рекомендации для
педагогов, практических психологов по диагностике нравственного развития личности
младшего школьника и оптимизации учебно-воспитательного процесса.
Dissertation is devoted to the problem of peculiarities of personal development of junior pupil.
In the given work we investigate theoretical-pedagogical peculiarities of moral development
of growing personality and regularities of its forming in junior school age. Structural and
functional peculiarities of personal development of junior pupil are determined.
We propose psychologico-pedagogical conditions of creation upbringing situations according
to the conception of personal of oriented upbringing which define the strategy of moral
development of personality. The research gives scientific bases of personal development of a
pupil and the ways of optimism of the process of moral development in elementary section of
secondary school. We give scientific grounding to the system of teacher's work in moral
upbringing of pupils of junior school age worked out and approbated the complex of methods
of diagnosing moral development of junior pupil, that may be used in the work of practical
psychologist ; scientific practical recommendations are created as for conditions and means of
psychological-pedagogical influence on moral development of pupils of junior classes.