Дисертація присвячена проблемі становлення особистісної зрілості старшокласників.
Узагальнені особливості особистісної зрілості, побудована концептуальна модель аналізу
тенденцій становлення особистісної зрілості, розроблена й використана на практиці діагностична
процедура визначення структури особистісної зрілості в юнацькому віці. Уточнено поняття
“особистісна зрілість старшокласників”, “особистісне самовизначення”. На основі узагальнення
особливостей особистісної зрілості виділені такі її характеристики: відповідальність у різних
сферах діяльності, самостійність, емоційна зрілість, самоконтроль поведінки, адекватність
самоствердження й цілепокладання. Виділено два етапи становлення особистісної зрілості: перший
– характеризується ростом показників особистісної зрілості та збільшенням темпу їх зміни, другий
– відносною стабільністю основних показників. Встановлено, що професійне самовизначення
посідає провідне становище у структурі особистісної зрілості й впливає на успішність діяльності.
Визначено наявність відмінностей в умовах соціалізації. Доведено, що в учнів школи-інтернату
становлення особистісної зрілості відбувається інтенсивніше, ніж в учнів загальноосвітньої школи.
З метою активізації та підвищення рівня розвитку компонентів особистісної зрілості розроблена та
апробована комплексна експериментально-пізнавальна програма “Активізація розвитку
структурних компонентів особистісної зрілості”. Доведено, що становлення особистісної зрілості
залежить від функціональної єдності представленості власного “Я” і спрямованості на його
реалізацію.
Диссертация посвящена вопросам изучения становления личностной зрелости
старшеклассников. Обобщены особенности личностной зрелости, построена концептуальная
модель анализа тенденций становления личностной зрелости, разработана и применена на практике
диагностическая процедура определения структуры личностной зрелости в раннем юношеском
возрасте. Уточнены понятия “личностная зрелость старшеклассников” и “личностное
самоопределение”. Выявлены показатели личностной зрелости и их становления в юношеском
возрасте.
Теоретический аспект работы состоит в определении концепции становления личностной
зрелости старшеклассников, модели ее функционирования, в углублении понятия “личностная
зрелость”, “личностное самоопределение”, разработке теоретической модели становления
личностной зрелости, личностного самоопределения в процессе познания старшеклассниками
действительности. На основе обобщения особенностей личностной зрелости уточнено определение
личностной зрелости, как сложного структурного образования, включающего в себя
характеристики ответственности в различных сферах деятельности, самостоятельность,
эмоциональную зрелость, самоконтроль поведения, адекватное самоутверждение и целеполагание.
В процессе исследования было выявлено, что параметрами личностной зрелости являются:
общая интернальность, интернальность в области достижений, межличностных отношений,
здоровья, эмоциональная зрелость, самоконтроль поведения, показатель реализованости жизни,
самоутверждения и целеполагания. Можно констатировать, что параметрическая модель тенденций
личностной зрелости включает специфическое содержание “Я-представления” и направленность
юношей на реализацию личностного “Я”, которая рассматривается нами, как единый процесс
мотивации и целеполагания.
Выявлено, что становление личностной зрелости и овладение своей субъективностью,
которая основывается на функционировании рефлексивных механизмов, выступает руководящим
фактором актуализации тенденций самоопределения, переосмысления “Я”. “Я-представление” и
его реализация в системе социальных отношений выступает, как важный атрибут дефиниции
личностной зрелости старшеклассника.
Выявлено два этапа становления личностной зрелости в раннем юношеском возрасте:
первый – характеризуется ростом показателей личностной зрелости и увеличением темпа их
изменения; второй – относительной стабильностью основных показателей.
Доказано, что в становлении личностной зрелости старшеклассников значительную роль
играет профессиональная направленность и мотивы учения. От содержания и характера мотивов в
значительной степени зависит эффективность учебной деятельности. Мотивы стимулируют к
глубокому овладению содержания знаний и в результате ведут к самоопределению,
самоутверждению.
Выделены типы профессиональной направленности учащихся: реалистический,
социальный, конвенциональный, предпринимательский, артистический. Установлено, что
профессиональное самоопределение занимает ведущее место в структуре личностной зрелости и
влияет на успеваемость старшеклассников.
Личностная зрелость старшеклассников взаимосвязана с системой ценностей, которая
целенаправлено влияет на самоопределение и успешность деятельности.
Определено наличие отличий в условиях социализации и их влияние на становление
личностной зрелости старшеклассников. Доказано, что в учащихся школы-интерната становление
личностной зрелости проходит интенсивнее, нежели в учащихся общеобразовательной школы. Это определяется отличиями условий социализации. Социальные условия учащихся школы-интерната
(общение, система обучения) требуют большей самостоятельности. Это способствует росту
уровней показателей всех параметров личностной зрелости за период обучения, тогда как в
учащихся общеобразовательной школы наблюдается рост одних и снижение других параметров.
С целью активизации и повышения уровня развития компонентов личностной зрелости,
разработана комплексная экспериментально-познавательная программа “Активизация развития
структурных компонентов личностной зрелости”. Выявлено, что в результате формирующего
эксперимента рейтинг показателей значительно возрос. Произошли существенные положительные
сдвиги в динамике развития компонентов личностной зрелости в экспериментальной группе.
Доведено, что становление личностной зрелости зависит от функционального единства
представленности “Я” и направленности на его реализацию.
Кореляционный и факторный анализы показали, что выделенные нами показатели
личностной зрелости связаны между собой и составляют структуры, которые могут претендовать
на роль становления личностной зрелости.
Dissertation deals with the problem of becoming of personal maturity of pupils of senior forms.
In the work are summarized the peculiarities, is built the conceptual model of analysis of the
tendences of becoming of personal maturity, is made and used in practice diagnostic procedure of
determination of structure of personal maturity in youthful age. Closer definition of notions “ personal
maturity of pupils of senior forms”, “personal self-determination” are substantiated and definitions of these
notions are formed. On the basis of summarizing of peculiarities of personal maturity are underlined its
following characteristscs: responsibility in different spheres of activity, independence, emotional maturity,
self-control of behaviour, adequacy of self-confirmation. Two stages of becoming of personal maturity
were distinguished. The first stage is characterized by rizing of indeces of personal maturity and increasing
of pace of their changing, and the second stage is characterized by relative stability of the main indeces. It
is investigated that professional self-determination occupies leading position in the structure of personal
maturity and has an influence upon the progress of activity. The existence of differences in conditions of
socialization are determined. It is proved that becoming of personal maturity of the pupils of
boarding-school happens more intensively than the pupils of school of general education.
The results of the investigation showed that the becoming of personal maturity depends on
functional unity, representation smb’s own personality and direction for its realization.