У дисертації досліджена проблема розвитку творчих здібностей учнів на уроках обслуговуючої
праці засобами ігрової діяльності. Автором проаналізовано сучасні підходи до проблеми розвитку
творчих здібностей, дидактичні можливості використання ігрової діяльності та запропонований
комплекс ігор, які можна використовувати на уроках обслуговуючої праці у 5-9 класах. Визначено
показники розвитку творчих здібностей учнів в умовах використання ігрової діяльності.
В диссертации освещены основные проблемы развития творческих способностей личности.
Анализируются современные подходы к решению этой проблемы, исходя из возможностей уроков
обслуживающего труда в общеобразовательных школах.
В работе исследованы дидактические возможности использования игровой деятельности как
средства развития творческого потенциала учеников.
Установлено, что творческая деятельность эмоционально привлекательна для детей, влияет на
все виды деятельности личности, удовлетворяет потребности в ней, выступает стимулом. Показано,
что качества творческой личности развиваются благодаря системе педагогического влияния, направленного на формирование у детей стремления к усвоению новых знаний, новых способов деятельности.
Исследованы способы и средства развития творческих способностей школьников путем использования на уроках обслуживающего труда в общеобразовательной школе игровой деятельности. Показаны большие творческие возможности игры.
В диссертации предложен комплекс игр, который объединяет интеллектуальные, творческие,
индивидуальные и коллективные игры. Даются рекомендации по использованию их в учебном
процессе на уроках обслуживающего труда с целью развития творческих способностей учеников.
Предложенный комплекс игр учитывает специфику предмета "Трудовое обучение", его отдельных разделов и тем, позволяет органично объединить традиционные методы обучения и игры,
дает возможность дифференцировать игровые задания в зависимости от индивидуальных особенностей школьников, уровня развития их творческих способностей.
Комплекс игр внедрялся в педагогический процесс на уроках обслуживающего труда последовательно: игры, в которых ученики усовершенствовали творческий продукт; игры, заданием
которых было завершение творческого продукта; игры, в ходе которых создавался творческий
продукт.
Учитывая то, что исследование связано с определением возможностей развития творческих
способностей учащихся средствами игровой деятельности, в диссертации особое внимание уделено
созданию благоприятных для этого условий.
В процессе научно-педагогического исследования получили опытно-экспериментальную
проверку условия, которые обеспечивают результативность процесса развития творческих способностей. К таким условиям были отнесены организационно-методические: обеспечение реализации
творческого потенциала педагогических кадров школ; всестороннее изучение учителями учащихся
и учет полученных результатов в своей работе; наличие методической литературы по данной проблеме; обеспечение учеников необходимым игровым материалом творческого характера. А также
психолого-педагогические: создание на уроке творческой атмосферы; овладение школьниками
операциями мышления, приемами ведения творческого поиска; обеспечение реализации учениками
своих творческих возможностей в учебно-воспитательном процессе; замена традиционного авторитарного стиля общения педагогов с учащимися на демократический; обеспечение условий для
конструктивного общения членов ученического коллектива; доброжелательное оценивание творческой учебной деятельности учеников, постоянное внимание к положительным изменениям в их развитии; обеспечение условий для самостоятельного приобретения и практического применения
школьниками знаний, умений и навыков.
Уровень развития творческих способностей учеников определялся автором на основе анализа
самостоятельно выполненных ими практических творческих заданий, а также в процессе наблюдения за их деятельностью на уроках, опросов и бесед. В результате обобщения экспериментальных
сведений было выделено высокий, средний и низкий уровень развития творческих способностей.
В диссертации определены показатели развития творческих способностей: умение спланировать и организовать свою учебно-познавательную деятельность; наличие творческого интереса,
наблюдательности; способность к выдвижению гипотез, оригинальных идей; навыки выполнения
различных творческих заданий; умение выделять наиболее существенные элементы деятельности;
уровень развития воображения, фантазии и др.
The thesis deals with the basic problems of the development of creative abilities of a personality.
Modern approaches to decision of a given problem are carefully analysed proceeding from the opportunities given by the lessons of attending work in comprehensive schools.
The work suggests didactic potentialities of application of a game activity as a means of development
of the creative potential of the pupils.
The complex of didactic games is offered. It unites intellectual, creative, individual and collective
games. The recommendations for their application in the educational process at the lessons of attending
work are revealed with the purpose of formation of creative abilities of the pupils.
The parameters of development of the pupils' creative abilities are determined. They include: skills to
plan and organise teaching and cognitive activity; presence of creative interest and observation; ability to
suggest hypothesis; original ideas; skills and habits of performance of various creative tasks, skills to allocate most essential elements of activity; level of development of imagination, etc.