У дисертації запропоновано теоретично обґрунтовану модель розвитку технічних
здібностей студентів у процесі конструювання та моделювання швейних виробів у
сучасних умовах та експериментально перевірено її ефективність.
Визначено критерії та рівні розвитку технічних здібностей майбутніх учителів
обслуговуючої праці та розроблено комплекс навчально-розвиваючих завдань різного
рівня складності відповідно до основних етапів технічної діяльності, ступеня підготовки
студентів.
Основний зміст дисертації викладено в 11 публікаціях.
В диссертации освещены основные проблемы развития технических способностей
личности. Анализируются различные подходы психолого-педагогической литературы
к решению этой проблемы, исходя из возможностей подготовки будущего учителя
обслуживающего труда.
Технические способности в процессе конструирования и моделирования швейных
изделий исследуются как подвид специальных способностей,
индивидуально-психические особенности личности, которые определяют ее
пригодность к этой деятельности и успешное выполнение. Выделены техническое
мышление и пространственное представление как ведущие компоненты технических
способностей, имеющие первостепенное значение в процессе конструирования и
моделирования швейных изделий. Наблюдательность является опорным компонентом.
Учитывая, что в данной деятельности значительная роль принадлежит эстетическому
фактору, рассматриваются художественное мышление и художественное
представление. Мануальная ловкость не является необходимым условием развития
технических способностей.
Проведенный анализ деятельности специалистов швейного производства, специалистов
изготовления изделий по индивидуальным заказам и учителя обслуживающего труда,
позволил выделить основные специфические особенности изучения конструирования и
моделирования одежды студентами индустриально-педагогического факультета;
составить тезаурус знаний и умений, определяющих содержание подготовки учителя
трудового обучения; разработать, проверить, скорректировать и усовершенствовать
учебные планы рассматриваемых дисциплин.
Установлено, что изучение конструирования и моделирования швейных изделий
должно основываться на современных принципах обучения и воспитания, с учетом
цели, содержания, методов обучения и педагогических условий развития технических
способностей студентов. В диссертации теоретически разработана, обоснована и
проверена модель развития технических способностей студентов в процессе обучения
рассматриваемых дисциплин.
Выделены критерии развития технических способностей, которые включают
способность выявить и сформулировать техническую проблему; умение использовать
знания в нестандартных ситуациях; уровень мыслительных операций,
пространственных представлений; возможность поиска новых решений; умение читать
и выполнять графические изображения; эмоциональную чувствительность. В
соответствии с этими критериями выделены уровни развития технических способностей
студентов (репродуктивный, адаптивный, творческий). С целью формирования
исследуемых способностей разработан комплекс учебно-развивающих заданий, которые
были взаимосвязаны, профессионально направлены; соответствовали учебным темам
специальных дисциплин; вызывали интерес у студентов и способствовали их
творческой деятельности. Предложенные задания были класифицированы в
зависимости от направленности на развитие конкретных компонентов технических
способностей. Кроме этого, эксперимент учитывал разные виды деятельности процесса
изготовления швейных изделий. В связи с этим использовались разные типы заданий:
конструкторские, технологические и организационные. В экспериментальном
исследовании использовались игровые задания и эвристические методы обучения, в
результате которых было отмечено следующие позитивные моменты: у студентов
увеличился интерес к занятиям, возросла их познавательная активность, накоплен опыт
оценивания реальных ситуаций.
Основное содержание работы изложено в 11 публикациях.
The thesіs presents the theoretіcal grounded model, methodіcs of the development of students'
technіcal abіlіtіes and its effіcіency which has experіmentally been tested.
Crіterіa and levels of the development of technіcal abіlіtіes of the future teachers are
determіned; the complex of educatіonal- developіng tasks of dіfferent levels of іntrіcacy іs
eloborated accordіng to technіcal actіvіtіes and the degree of traіnіng.
The maіn іdea of the thesіs іs іntroduced іn 11 scіentіfіc artіcles.