У роботі досліджуються особливості формування вітчиняної дидактичної думки другої
половини ХІХ – початку ХХ століття. Під впливом суспільно–педагогічних факторів, а саме:
соціально–економічних умов в різних регіонах українських земель, особливостей формування
філософської думки, характеру впливу зарубіжного досвіду організації процесу навчання,
нормативно–правової бази та досвіду дидактичної діяльності , – у вітчизняній дидактиці
досліджуваного періоду були концептуально сформовані філософський, практичний, теоретичний
та психологічний напрямки, кожен з яких мав свою методологічну основу. Ці особливості
обумовили своєрідність висвітлення домінанти навчання, її складових, формування понятійного
апарату та створених в рамках кожної концепції авторських дидактичних систем.
В работе исследуются особенности формирования отечественной дидактической мысли второй половины ХІХ – начала ХХ столетия. Под влиянием общественно–педагогических условий в дидактике сформировались философское, практическое, теоретическое и психологическое направления, каждое из которых имело свою методологическую основу. Это обусловило своеобразие разработки доминанты обучения, ее составных понятий и созданных в рамках каждой концепции дидактических систем.
Своеобразной областью дидактических знаний стала философская дидактика, представители которой, преимущественно преподаватели высших светских и духовных учебных заведений, в силу своих мировоззренческих убеждений и в связи с необходимостью преподавания курса педагогики чувствовали потребность в осмыслении общих основ педагогики в целом и дидактики в частности. В центре каждой дидактической системы представителей этого концептуального направления находится духовное развитие личности, но философское осмысление путей его обеспечения и сущности дидактических понятий и знаний в них разное: у С.С.Гогоцкого и П.Г.Редкина оно носит методологический характер, у П.Д.Юркевича – методологические рассуждения сочетаются с конкретизацией процесса формирования самодеятельной личности, у А.В.Духновича дидактика имеет сенсуалистический характер.
Создание новой школы и влияние идей прогрессивной педагогики в 70–х годах ХІХ столетия поставило учителей–практиков перед необходимостью обратить внимание сначала на рациональные методики преподавания отдельных учебных предметов в начальной школе, а потом на общие основы рациональной организации процесса обучения в целом. Этому способствовали автодидактические разработки отечественных и российских педагогов, их стремление дать элементарные общедидактические знания учителю–практику. В 80–х – 90–х годах ХІХ столетия на этом фоне закладываются основы дидактики средней школы, которые нашли свое прогрессивное развитие в разработках представителей критической дидактики. Важная роль в развитии практического направления принадлежала инспектированию как своеобразной педагогической деятельности, комплексно охватывающей все стороны учебного процесса. В рамках этого направления происходило становление дидактики национальной начальной школы.
Теоретическое направление отечественной дидактики было сформировано в связи со введением в курс подготовки учителя средней школы педагогики как самостоятельного учебного предмета и создания определенных традиций ее преподавания. Особую роль в процессе формирования общедидактических знаний сыграла разработка М.И.Демковым методологии педагогики и, в частности, основополагающих дидактических категорий, установление характера их взаимосвязи с общепедагогическими и философскими. Система понятий, входивших в курс университетской дидактической подготовки учителя, включала “принципы”, ”методы” и “формы” обучения, “теорию учебного плана” и “дух обучения” – сложное по своей природе и разностороннее понятие. Вне системы дидактических категорий оставалась “форма организации процесса обучения” и проблема урока. Неоднозначно трактовались и “средства”обучения. Таким образом, хоть теоретическое направление в развитии дидактики и обеспечивало фундаментальное формирование тезауруса данной педагогической науки, система всех дидактических категорий еще находилась в стадии становления.
Психологическое направление в развитии дидактической мысли опиралось на последние достижения экспериментальной психологии и школьной диететики. В условиях отсутствия прогресса педагогики как науки учителей–практиков и ученых привлекали данные и выводы, полученные экспериментальным путем. Представители экспериментального направления в дидактике в решении вопросов, связанных с организацией процесса обучения, в основном ориентировались на категорию “метод обучения”, не придавая должного значения всем другим составным доминанты обучения, при этом отождествляли его с “методом психологических исследований”. Из–за высокой научной сложности и малодоступности для рядового педагога экспериментальные материалы, используемые в разработках ученых данного направления, требовали дополнительного дидактического переосмысления и адаптации к условиям учебного процесса, к уровню подготовленности основной массы учителей. Особую роль в стимулировании общедидактических поисков сыграли разработки ученых в области школьной диететики, требовавшие от учителей–практиков и педагогов повышения эффективности их педагогического воздействия с учетом тех условий, в каких оно осуществляется.
Таким образом, теоретико–концептуальные основы отечественной дидактики второй половины ХІХ – начала ХХ столетия формировались под влиянием комплекса социально–педагогических факторов в таких основных направлениях: философском, практическом, теоретическом и психологическом. Методологические основы каждого из них обусловили особенности осмысления доминанты обучения, понятийного аппарата и общедидактических закономерностей организации учебного процесса.
психологических
исследований. Из–за высокой научной сложности и малодоступности для рядового педагога
экспериментальные материалы, используемые в разработках ученых данного направления,
требовали дополнительного дидактического переосмысления и адаптации к условиям учебного
процесса, к уровню подготовленности основной массы учителей. Особую роль в стимулировании
общедидактических поисков сыграли разработки ученых в области школьной диететики,
требовавшие от учителей–практиков и педагогов повышения эффективности их педагогического
воздействия с учетом тех условий, в каких оно осуществляется.
Таким образом, теоретико–концептуальные основы отечественной дидактики второй
половины ХІХ – начала ХХ столетия формировались под влиянием комплекса
социально–педагогических факторов в таких основных направлениях: философском,
практическом, теоретическом и психологическом. Методологические основы каждого из них
обусловили особенности осмысления доминанты обучения, понятийного аппарата и
общедидактических закономерностей организации учебного процесса.
The peculiarities of formation of native Didactics of the second half of XIX – beginning XX century
are investigated in a work. Under the influence of social-pedagogical conditions philosophical, practical,
theoretical and psychological studies, which had their own methodological background, have been
conceptually formed. This caused the originality of enlightening of dominating idea and its constituents and
creation, within the bounds of each conception, didactical systems.