Дисертація присвячена проблемі стимулювання розвитку пізнавальної активності
дошкільників у процесі вивчення ними явищ неживої природи.
У дисертації розглядаються умови, етапи, метод формування пізнавальної активності
у дошкільників-шестирічок, який ґрунтується на використанні спеціально розробленої та
експериментально перевіреної організаційно-методичної системи, що практично реалізує
ігрову мотивацію та діяльнісний підхід. Встановлено, що ефективність такої системи у
розвитку пізнавальної активності дошкільників у процесі ознайомлення з природними
явищами забезпечується сукупністю педагогічних умов та комплексом
навчально-пізнавальних завдань для роботи з дітьми різного рівня розвитку. Розроблено й
запропоновано кілька варіантів програм, спрямованих на забезпечення високого рівня
розвитку пізнавальної активності дітей, впроваджено і перевірено ефективність технології
проведення розроблених автором тематичних ігор, як домінуючого механізму впливу на
актуалізацію пізнавальної активності дошкільників, та оптимальні умови їх застосування.
Диссертация посвящена проблеме развития познавательной активности
дошкольников.
Практически интеллектуальное развитие детей зависит от их познавательных
интересов и познавательной активности, которые должны быть в центре внимания программ
дошкольного воспитания. В процессе начального познания мира осуществляется
активизация познавательной деятельности дошкольников, их умственное развитие,
закладываются основы мировоззрения, формируется личность ребенка.
Успешность обучения и воспитания старшего дошкольника в значительной степени
определяется уровнем овладения детьми интеллектуальными умениями и навыками,
развитие которых стимулирует познавательная активность.
Целью данного научного исследования является теоретическое обоснование
развивающих возможностей учебных игр, игровых ситуаций, заданий, связанных с
явлениями природы, в стимулировании познавательной активности детей шестилетнего
возраста как важнейшего условия их общего развития, построение
организационно-методической системы развития познавательной активности дошкольников,
экспериментальная проверка совокупности педагогических условий и комплекса
учебно-познавательных игр и заданий, которые обеспечивают эффективность использования
этой системы.
Принципиально важным качеством и одновременно условием познавательной
активности ребенка является его активная игровая деятельность, которая способствует не только коррекции структуры знаний, но и расширяет границы собственного опыта,
наполняет его новой информацией и новым содержанием. При этом доказано и
продемонстрировано, что познавательные потребности реализируются в самом поведении
ребенка: в исследовательских действиях, в постановке вопросов, т.е. в двигательных,
вербальных и умственных действиях.
В диссертации раскрываются концептуальные положения о наиболее оптимальных
условиях овладения детьми знаниями и опытом, в формировании которых особую роль
играют поставленные ими вопросы. Исследуя процесс развития познавательной активности
детей, мы доказали, что успешная реализация этого процесса возможна лишь при условии
активного стимулирования дошкольников к действию (интеллектуального, подвижного,
коммуникативного, вербального и др.). В качестве других стимулирующих условий нами
определены: наличие адекватных возрасту программ; возможность комплексного влияния на
ребенка в комплексе (на познавательную, социальную и эмоциональную сферы); помощь
ребенку в обязательном овладении опытом; соблюдение принципа объективного и
профессионального отбора и систематизации информации.
Разработана и экспериментально обоснована методика стимулирования
познавательной активности детей в процессе изучения ими явлений природы.
Доказано, что репрезентация знаний о мире может формироваться в соответствии с
индивидуальным опытом ребенка, который зависит от влияний природной и социальной
сферы и от наиболее близкого социума (семья, группа, родственники).
На основании изучения сущности проблемы стимулирования познавательной
активности детей-шестилеток раскрыто и мотивировано содержание данного процесса. При
этом схема структуры стратегии обучения соотносится со схемой структуры знаний.
Экспериментальная проверка предложенной системы работы в совокупности
педагогических условий, обеспечивающих ее эффективность, осуществлялась с помощью
комплекса игр, творческих заданий, обсуждения результатов работы, создания рисунков и
рассказов детей об их содержании, игровых ситуаций, поиска истины по аналогии.
Выполнение этих заданий способствовало тому, что дети умели выявлять
существенные и важные качества отдельных явлений природы, демонстрировали умение
подбирать достаточно удачные аналогии, увеличение правильных определений явлений
природы, проявление более точных репрезентаций.
Предложены методические разработки и рекомендации по их использованию на
занятиях с детьми-шестилетками. Основные результаты работы нашли применение в
дошкольных учреждениях и при индивидуальном обучении в домашних условиях.
41
Предложенная организационно-методическая система создает условия, благодаря
которым каждый ребенок способен максимально выразить себя и проявить собственные
знания о мире, создавая одновременно "свой" мир природы, "свое" видение окружающей
среды.
The thesis is devoted to the problem of the cognitive activity development stimulation of the
preschool age children in the process of studying the inanimate natural phenomena.
In the dissertation the conditions, stages, method of formation of cognitive activity of the
preschool age six-year-old children are observed. This method is based on the usage of specially
created and experimentally tasted organizational methodical system which is practically directed
toward playing active approach. It is distinguished that the effectiveness of such system in the
development of the cognitive activity of children of pre-school age is provided by the totality of the
pedagogical conditions and me complex of the educational and cognitive tasks for work with the
children of different development level, Tt is created and proposed several variants of programs,
directed to the providing of the high level development of the cognitive activity of children. It is
also introduced and checked up an effectiveness of the technology of the performing of the thematic
games, created by the author, as a dominant mechanism of the actualization influence of the
cognitive activity of children of pre-school age and the optimal conditions of it's usage.