ISSN: 2310-8290
Показати скорочений опис матеріалу
dc.contributor.author | Жук, Наталя Валентинівна | |
dc.date.accessioned | 2017-09-08T10:38:21Z | |
dc.date.available | 2017-09-08T10:38:21Z | |
dc.date.issued | 2001 | |
dc.identifier.citation | Жук Н. В. Формування мотивів природоохоронної діяльності у молодших школярів : автореферат дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07 / Наталя Валентинівна Жук ; наук. кер. В. К. Демиденко ; Національний педагогічний університет імені М. П. Драгоманова ; - Київ, 2001. - 19 с. | ua |
dc.identifier.uri | http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/15435 | |
dc.description.abstract | Дисертація присвячена дослідженню джерел та спонукань охоронного ставлення до природи учнів початкових класів. Виявлено, що таким джерелом у кінцевому результаті виступає цілісне та істинне “Я” молодшого школяра, яке характеризується розумінням і відчуттям школярів своєї спорідненості з природою, визнанням природи часткою себе самого, а себе самого - часткою природного оточення. У такому випадку учень, мотивований потребами самозбереження та самоствердження, стає на шлях збереження та примноження природи як умови існування власного “Я”. Становлення і розвиток “Я” молодших школярів і їх “Я-концепції” тому мають безпосереднє відношення до формування мотивів їх охоронного ставлення до природи, цим утворенням самосвідомості належить вирішальна роль під час вибору учнем форми практичного ставлення до неї. В дисертації здійснений порівняльний аналіз традиційної та авторської методики становлення мотивів природоохоронної діяльності молодших школярів, доведена перевага авторської методики над традиційною, основою якої є збагачення і поглиблення знань школярів про природу, правила і норми практичної взаємодії з нею. | ua |
dc.description.abstract | Диссертация посвящена исследованию источников и побудительных сил охранного отношения к природе учащихся начальных классов. Необходимость такого исследования вызвана, во-первых, актуальностью проблемы воспроизводства и защиты природы в Украине и, во-вторых, малоэффективностью традиционной методики экологического образования школьников, в основании которой лежит положение, что охранное отношение к природе обуславливается организацией экологического образования, получением школьниками знаний о природе, ее ценностях, правилах и нормах поведения в ней. Констатирующий эксперимент засвидетельствовал, что знания младших школьников о природе являются поверхностными, бессистемными, неполными; в оценке природы учащиеся руководствуются ее полезностью для людей, а не для себя самого; основной формой охранного отношения к природе они считают хозяйственные работы на приусадебном участке, огороде, даче и т.п. Поэтому мотивы охранного отношения к природе у преобладающей части учеников (а со временем - взрослых граждан) отсутствуют, что является одной из главных причин бедственного состояния природы страны. Мы считаем, что влияние школы на состояние экологии значительно возрастет, если центральное место в экологическом образовании будет занимать такое мотивирующее образование внутреннего мира ученика, которое, формируясь в детстве, будет сопровождать его и во взрослой жизни. Таким образованием является “Я” младшего школьника. С учетом того, что “Я” школьника формируется, корректируется и развивается в его самопознавательной деятельности, мы сделали акцент на использовании такого психологического механизма становления мотивов охранного отношения школьника к природе: самопознание школьника - экологическое образование - осмысление и оценка знаний школьниками - их охранное отношение к природе. Наш формирующий эксперимент доказал, что решающим мотивом охранного отношения к природе выступает целостное и истинное “Я” младшего школьника, его потребность в самопознании и самоутверждении. Такое “Я” характеризуется пониманием и чувствованием школьником своего родства с природой, признанием природы условием своей жизнедеятельности, частицей себя самого, а себя самого - частицей природного окружения. В этом случае ученик, мотивируемый потребностью к самосохранению и самоутверждению, становится на путь сохранения и приумножения природы как структурного элемента своего собственного “Я”. Становление и развитие “Я” младших школьников и их “Я-концепции” потому имеют непосредственное отношение к формированию мотивов их охранного отношения к природе, что этим образованиям самосознания школьников принадлежит решающая роль при выборе ими формы практического отношения к природе. В диссертации сформулирован и обоснован вывод, что становление и развитие “Я” младших школьников и их “Я-концепции” имеет непосредственное отношение к становлению экологической культуры не только учеников начальной школы, но и взрослых людей. Обусловлено это тем, что потребность сохранения своей целостности является одной из главных потребностей человека, как природно-культурного образования. При условии “вхождения” в самосознание младшего школьника знаний о природе, как части его “Я”, удовлетворение потребности в самосохранении распространяется и на природу, порождая бережное, охранное отношение к ней. Все это является основанием для заключения, что формирование мотивов природоохранного отношения младших школьников к природе может быть осуществлено в форме организации процесса их самопознания и самотворчества, активизации их потребности к самосохранению и личностному росту. В связи с тем, что “Я” относится к психическим образованиям, с которыми младший школьник “переходит” из детства во взрослую жизнь, в которой социальные отношения соответствуют жизненной позиции, выработанной в детском возрасте, у нас имеются основания предполагать, что авторская методика формирования мотивов природоохранной деятельности младших школьников способствует подготовке школьников к взрослой жизни. Данные сравнительного анализа традиционной и авторской методики становления мотивов природоохранной деятельности младших школьников доказали преимущество авторской методики перед традиционной, содержанием которой является лишь обогащение и углубление знаний о природе, правилах и нормах практического взаимодействия с ней. | ua |
dc.description.abstract | The thesis is dedicated to the research of sources and stimulated force of safe treatment of nature of pupils of elementary forms. It is determined that such source is full and mature “I” of younger pupil, which is characterized by understanding and sensation by pupil his alliance with nature, acknowledgement that he is a part of nature and the nature is a part of him. In this case, a pupil who is given reasons for necessity of self-preservation and self-confirmation stands on the way of preservation and increase of nature as structural element of personal “I”. The conclusion of the thesis is that the formation and development of “I” of younger pupils and their “I” are conceptions connected with the formation of ecological culture of adult people. Comparative analysis of traditional and author’s method of formation of motives of younger pupils’ natural activity is given. The advantage of author’s method before traditional, the substance of which is enriching and deepening of knowledge about nature, rules and standards of practical interaction with it is with it is proved. Key words are: | ua |
dc.language.iso | uk | ua |
dc.publisher | Бердянський держ. пед. ін-т ім. П. Д. Осипенко | ua |
dc.subject | природоохоронна діяльність | ua |
dc.subject | мотив | ua |
dc.subject | “Я” | ua |
dc.subject | образ “Я” | ua |
dc.subject | цілісність “Я” | ua |
dc.subject | природоохранная деятельность | ua |
dc.subject | мотив | ua |
dc.subject | целостность “Я” | ua |
dc.subject | образ “Я” | ua |
dc.subject | nature protection activity | ua |
dc.subject | motive | ua |
dc.subject | “I” | ua |
dc.subject | image “I” | ua |
dc.subject | integrity “I” | ua |
dc.subject.classification | 371015 | ua |
dc.title | Формування мотивів природоохоронної діяльності у молодших школярів | ua |
dc.type | Other | ua |