У дисертації досліджується проблема формування естетичних творчих
якостей та умінь майбутніх учителів засобами образотворчого мистецтва.
Проаналізовано поетапність художньо-творчого процесу, обґрунтовано
педагогічні умови впливу образотворчого мистецтва на становлення і розвиток
особистостей студентів, окреслено критерії визначення рівнів сформованості
естетичних творчих якостей та умінь майбутніх учителів, розроблено науково
доцільну методику підготовки учителів художньо-творчої спрямованості, яка
сприяє естетичному творчому самовираженню через власну професійну
діяльність. Ефективність впливу педагогічних умов та розробленої методики на
формування естетичних творчих якостей та умінь майбутніх учителів перевірено
шляхом проведення констатуючого та формуючого експериментів у
експериментальних та контрольних групах. Формування творчих якостей особистості шляхом виховання їх
естетичних якостей i розвитку творчих умінь сприяє підвищенню духовної
культури людини, що приводить до значних успіхів членів суспільства у всіх
напрямках науки, культури та ін.
Особое значение имеет процесс становления творческой личности,
который включает развитие ее задатков, чувств, а также формирование системы
ценностей и отношений к самой себе, к людям, к обществу и природе, ко всему
миру. Поэтому перед высшей педагогической школой стоит важное задание –
выявление и развитие потенциальных творческих возможностей будущих
учителей в подготовке квалифицированных специалистов в сферах эстетической
направленности, в частности в области изобразительного искусства.
В диссертации исследуется проблема формирования эстетических
творческих качеств и умений будущих учителей средствами изобразительного
искусства. Теоретически обоснованы и экспериментально доказаны
преимущества системы обучения будущих специалистов, в результате которой
создано содержательное методическое обеспечение работы со студентами.
Раскрыта сущность ряда важнейших эстетических творческих качеств,
необходимых для обеспечения высокого уровня профессионализма будущего
педагога в области изобразительного искусства. Определены и обоснованы
показатели эстетических творческих качеств, умений изображения и выражения,
четко описаны критерии определения уровней их сформированности. На
основании этих показателей и критериев представлен коэффициент
сформированности эстетических творческих качеств личности в области
изобразительного искусства. Рассмотрена структура творчества и его
проявления через средства изобразительного искусства, проанализированы
этапы художественного творчества. Обоснованы педагогические условия
воздействия изобразительного искусства на развитие творческих качеств и
умений будущих учителей для развития способностей и реализации творческого
потенциала.
В исследовании определено, что педагогическая проблема заключается в
том, чтобы объединить творческие умения и интересы будущих учителей с
потребностями учебно-воспитательной работы в общеобразовательной школе.
Указано, что при этом важным условием развития эстетических творческих
качеств и умений является своевременное ориентирование студентов на
осознание учебно-воспитательных задач. Осознанное творческое отношение
студентов к учебной работе может быть достигнуто путем постоянного влияния
со стороны педагогического коллектива и путем создания творческой
атмосферы на факультете в целом.
В процессе формирования эстетических творческих качеств и умений
будущих учителей выделены два основных направления развития творческих
способностей на занятиях по изобразительному искусству. Цель первого
направления заключается в развитии индивидуальных способностей путем
приобретения практических умений в процессе учебной творческой работы на
занятиях цикла художественных дисциплин. Другое направление связано с
вопросами воспитательного характера и обуславливает воспитание творческих
качеств личности, определенных в первом разделе, которые могут развиваться
только в процессе активной деятельности и рассматриваться вместе с
конкретной творческой деятельностью.
В исследовании доказано, что формирование эстетических творческих
качеств и умений будущих учителей происходит в процессе
лабораторно-практической, самостоятельной, факультативной и внеурочной
работы, что интегрируется в практической художественной деятельности и
предусматривает два типа учебно-творческой работы – работу с натуры и работу
свободного характера.
У процессе исследовательско-поисковой деятельности разработаны и
экспериментально проверены педагогически мотивированные способы
активизации практической художественной деятельности будущих учителей:
взаимодействие вербальных и визуальных методов; включение студентов в
активную самостоятельную изобразительно-выразительную деятельность;
стимулирование их к самостоятельным творческим поискам с учетом
индивидуальных возможностей.
Разработана научно целесообразная методика подготовки учителей
художественно-творческой направленности, которая способствует
эстетическому творческому самовыражению через собственную
профессиональную деятельность. Эффективность влияния педагогических
условий и разработанной методики на формирование эстетических творческих
качеств и умений будущих учителей проверена путем проведения
констатирующего и формирующего экспериментов в экспериментальных и
контрольных группах.
Формирование творческих качеств личностей путем воспитания их
эстетических качеств и развития творческих умений способствует повышению
духовности культуры человека, что приводит к значительным успехам членов
общества во всех направлениях науки, культуры и т.д.
Thesis includes investigations on forming future teachers aesthetic creative
gualities and skills by means of fine art. The stages of artistic creative process are
analyzed, the pedagogical conditions of fine art influence on development of
student’s personality are substantiated, the criteria of defining the levels of forming
aesthetic creative gualities and skills of future teachers are described, the scientific
method supporting the training of artistically oriented teachers which promotes
aesthetic creative self-expressions through professional activity is worked out.
Efficiency of pedagogical conditions and methods of forming the future teachers
aesthetic creative gualities and skills by means of fine art is experimentally tested.
Forming creative gualities of personality by developing the aesthetic gualities
and creative skills gives opportunity to promote the people’s spiritual outlook that
brings the success of the members of society in different branches of science, culture
etc.