Digital Repository
Dragomanov
Ukrainian State University

Теорія і практика формування комунікативно-мовленнєвих умінь в учнів 5 - 9 класів у процесі вивчення російської мови

ISSN: 2310-8290

Show simple item record

dc.contributor.author Михайловська, Галина Олександрівна
dc.date.accessioned 2017-09-08T10:17:57Z
dc.date.available 2017-09-08T10:17:57Z
dc.date.issued 2001
dc.identifier.citation Михайловська Г. О. Теорія і практика формування комунікативно-мовленнєвих умінь в учнів 5 - 9 класів у процесі вивчення російської мови : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.02 / Галина Олександрівна Михайловська ; наук. конс. Є. П. Голобородько ; Нац. пед. ун-т ім. М. П. Драгоманова. — К., 2001. — 36 с. ua
dc.identifier.uri http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/15432
dc.description.abstract Дисертація присвячена питанням формування комунікативно-мовленнєвих умінь у процесі вивчення російської мови. У роботі розвивається новий напрям, який базується на концепції комунікативної спрямованості навчання мови. Охарактеризована система формування комунікативно-мовленнєвих умінь в учнів 5-9 класів шкіл з російською мовою навчання, висока ефективність якої обґрунтована теоретично і підтверджена практично. Основні результати дослідження знайшли втілення в проектуванні нових програм з російської мови для шкіл з російською мовою викладання. ua
dc.description.abstract Диссертация посвящена вопросам формирования коммуникативно-речевых умений в процессе изучения русского языка в 5-9 классах школ с русским языком обучения. В исследовании развивается новое направление, основанное на концепции коммуникативно-ориентированного обучения языку. Разработаны теоретические основы формирования коммуникативно-речевых умений: лингвистические, психологические, дидактические. Выявлены психолого-педагогические условия, определяющие построение методической системы формирования указанных умений. Предлагаемая система характеризуется 1) коммуникативно-речевой направленностью отбора теоретических сведений о языке, 2) ориентированностью типологии упражнений на формирование коммуникативно-речевых умений при усвоении языковых тем, 3) коммуникативным подходом к контролю уровня сформированности разных видов речевой деятельности. Отбор теоретического материала произведен на основе учета коммуникативной предназначенности языковых единиц, трудностей усвоения знаний и формирования коммуникативно-речевых умений в условиях украинско-русской языковой среды, методической достаточности сведений о языке для развития различных видов речевой деятельности, необходимости дополнительных сведений о языке, обеспечивающих системную работу по развитию речи, начиная с 5 класса, повторяемости определенной части теоретических сведений, усвоенных на предыдущих этапах обучения. Научно обоснованная система упражнений построена в соответствии с этапами психологического процесса усвоения знаний: восприятие и осмысление нового материала; закрепление и углубление знаний, формирование определенных умений и навыков; применение знаний, умений и навыков в нестандартных условиях. Такой подход реализован путем использования трех групп упражнений: комплексных, предречевых и речевых. Основная цель комплексных упражнений состоит в создании условий для усвоения конкретной языковой единицы, ее значения, формы, функции, способов образования и употребления в речи. На этапе осмысления нового материала упражнения формируют умения воспринимать, оценивать коммуникативную роль, функционально-стилистические особенности, выразительные возможности изучаемого языкового явления в речи на основе выявления информативного содержания текста, его замысла, типа и стиля речи. Задания этих упражнений совмещают действия, направленные на формирование механизмов слушания, чтения, говорения, письма, с аналитико-синтетическими операциями (обнаружение изучаемого явления, группировка, классификация и др.). Для формирования предречевых умений и навыков (произносительных, лексических, грамматических, правописных) разработаны имитационные, конструктивные и трансформационные упражнения. Имитационные упражнения предназначены для выработки навыков произношения отдельных слов, грамматических форм, интонирования синтаксических конструкций. В задачу конструктивных упражнений входит обогащение активного словаря и грамматического строя речи учащихся. Трансформационные упражнения обеспечивают условия для уместного использования изучаемых языковых единиц в речи. Значительное место в работе по формированию коммуникативно-речевых умений отводится упражнениям-переводам. Особое внимание уделяется заданиям, направленным на обучение школьника выбору слов, адекватных коммуникативной установке. Речевые упражнения ориентируют учащихся на слушание, чтение, говорение, письмо. На- званные упражнения выполняют в исследуемых условиях важную функцию – обеспечивают восприятие, воспроизведение и создание высказываний в устной (диалогической и монологической) и письменной речи с учетом требований ситуации общения и в соответствии с нормами литературного языка. В исследовании установлены основные критерии оценки владения языком в устной (диалогической, монологической) и письменной речи для учащихся школ с русским языком обучения. К ним относятся социопрагматический, языковой и речевой. Социопрагматический критерий направлен на выявление способности учащегося воспринимать, воспроизводить и создавать высказывания в устной и письменной форме с учетом требований речевой ситуации. Языковой критерий определяет языковую правильность высказывания, уместность языкового оформления. В соответствии с речевым критерием высказывание оценивается со стороны содержания (адекватность теме, полнота и правильность раскрытия основной мысли), логичности и последовательности изложения, лексического и грамматического разнообразия языковых средств, композиционного оформления. Основные результаты исследования нашли применение в проектировании новой программы по русскому языку для школ с русским языком обучения. Ключевые слова: язык, речь, виды речевой деятельности (аудирование, чтение, говорение, письмо), коммуникативно-речевые умения, речевая ситуация, текст, выбор слов, коммуникативно-деятельностный, коммуникативное задание. ua
dc.description.abstract The investigation is devoted to the problems of formation of the communicative-speech habits in the process of Russian language study. A new trend is developed which is based on the conception of the communicatively oriented methods in language teaching. A new system of the work on formation of communicative-speech skills of the pupils of the 5 th - 9 th forms with the Russian language teaching, the high effectiveness of which is theoretically grounded and practically confirmed. The fundamental results of the research have found an application in planning a program for schools with Russian language teaching. ua
dc.language.iso uk ua
dc.subject мова ua
dc.subject мовлення ua
dc.subject види мовленнєвої діяльності (аудіювання, читання, говоріння, письмо) ua
dc.subject комунікативно-мовленнєві вміння ua
dc.subject мовленнєва ситуація ua
dc.subject текст ua
dc.subject вибір слів ua
dc.subject комунікативно-діяльнісний ua
dc.subject комунікативне завдання ua
dc.subject language ua
dc.subject speech ua
dc.subject types of speech activity (listening comprehension, reading, speaking, writing) ua
dc.subject speech skills ua
dc.subject speech situation ua
dc.subject text ua
dc.subject selection of words ua
dc.subject communicative-active ua
dc.subject communicative task ua
dc.subject.classification 414.0-3: 415.0-3 ua
dc.title Теорія і практика формування комунікативно-мовленнєвих умінь в учнів 5 - 9 класів у процесі вивчення російської мови ua
dc.type Other ua


Files in this item

This item appears in the following Collection(s)

Show simple item record

Search DSpace


Browse

My Account

Statistics