ISSN: 2310-8290
Показати скорочений опис матеріалу
dc.contributor.author | Пономаренко, Ольга Вікторівна | |
dc.date.accessioned | 2017-09-07T13:40:42Z | |
dc.date.available | 2017-09-07T13:40:42Z | |
dc.date.issued | 2001 | |
dc.identifier.citation | Пономаренко О. В. Формування професійно-етичної культури соціального педагога : автореферат дис. ... канд. пед. наук : 13.00.05 / Ольга Вікторівна Пономаренко ; наук. кер. Л. І. Міщик ; Національний педагогічний університет імені М. П. Драгоманова. - Київ, 2001. - 20 с. | ua |
dc.identifier.uri | http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/15423 | |
dc.description.abstract | Дисертаційне дослідження присвячено проблемі формування професійно-етичної культури майбутніх соціальних педагогів. Розкрито сутність, зміст професійно-етичної культури соціального педагога та її структурні компоненти : аксіологічний, технологічний, особистісно-творчий. Визначено критерії професійно-етичної культури: міра наближення за змістом і пріоритетами до професійно-етичних норм особистої ієрархії цінностей соціального педагога; наявність якостей, які характеризують професійно-етичну культуру соціального педагога і які проявляються у професійній взаємодії; співвідношення “Я – реального” і “Я – ідеального”; узгодженість поведінки соціального педагога у професійній взаємодії зі стандартами поведінки; міру креативності в реалізації професійно-етичних цінностей; виділено три рівні її сформованності: пристосувальний, усвідомлений, творчий. За результатами дослідження визначені особливості та обґрунтовано соціально-педагогічні умови формування професійно-етичної культури майбутніх соціальних педагогів у вищому навчальному закладі. | ua |
dc.description.abstract | Диссертация посвящена проблеме формирования профессионально-этической культуры будущих социальных педагогов в высшем учебном заведении. Понятие “профессионально-этическая культура” социального педагога рассматривается как система моральных ценностей и этических норм, которые стали внутренними убеждениями личности. Раскрыта сущность понятия “профессионализм” как синтеза трех составных: содержания деятельности, эффективности и меры направленности на социально-значимые цели. Содержание профессионально-этической культуры определяется высоким уровнем социально-педагогических знаний и высоким уровнем владения умениями и технологиями социально-педагогической деятельности. В ходе экспериментального исследования были выявлены структурные компоненты профессионально-этической культуры, а именно: а) аксиологический, который характеризует профессионально-этическую культуру как совокупность педагогических ценностей. В роли педагогических ценностей выступают особенности социально-педагогической деятельности, которые позволяют не только удовлетворить потребности социального педагога, но и служат ориентиром его социальной и профессиональной активности, нацеленной на достижение поставленных целей; б) технологический – определяет пути осуществления социально-педагогической деятельности, способы удовлетворения потребностей в общении, получении новой информации, передачи приобретенного опыта; в) творческо-личностный, который раскрывает профессионально-этическую культуру социального педагога как специфический способ реализации внутренних сил человека. На основании теоретического и практического исследования разработана морально-психологическая модель социального педагога и определены морально-этические качества социально-педагогической деятельности: творческий характер и социальная значимость деятельности, возможность самореализации, любовь к детям, тактичность, уравновешенность, доброжелательность, справедливость, принципиальность, сочувствие, сопереживание, самостоятельность и творчество в принятии решений. Критериями профессионально-этической культуры социального педагога определено: степень приближения по содержанию и приоритетами к профессионально-этическим нормам личностной иерархии ценностей социального педагога; наличие качеств, которые характеризуют профессионально-этическую культуру социального педагога и проявляются в профессиональном взаимодействии; соотношение “я-реального” и “я-идеального”, что характеризует уровень профессионально-этического развития социального педагога; согласование поведения социального педагога в профессиональном взаимодействии со стандартами поведения; меру креативности в реализации профессионально-этических ценностей. Сформированность профессионально-этической культуры социального педагога определяется такими уровнями: приспособленческим – ценности профессии не являются личными убеждениями человека; осознанным – в основе поведения специалиста лежит внутренняя мотивация и интерес к профессиональной деятельности; творческим – наблюдается сближение личностной иерархии ценностей социального педагога с приоритетами нормативной системы профессионально-этических ценностей. В процессе экспериментальной работы определены психолого-педагогические условия, обеспечивающие формирование профессионально-этической культуры, а именно – ознакомление студентов с профессиональными знаниями, этическими нормами и гуманистическими ценностями социально-педагогической деятельности; наличие широкого спектра практических форм работы, направленных на развитие навыков и умений профессионального и межличностного взаимодействия; объединение всех компонентов процесса формирования профессионально-этической культуры в единую целенаправленную систему воспитания будущих социальных педагогов в высшем учебном заведении. На этапе констатирующего эксперимента результаты опроса показали, что у социальных педагогов-практиков сформирован осознанный и творческий уровень развития профессионально-этической культуры, а у студентов экспериментальных групп – приспособленческий уровень (90.2) Обосновано убеждение в необходимости внедрения в программу обучения студентов социально-педагогических факультетов курса по формированию профессионально-етической культуры на третьем курсе, а именно после второй практики. Чтение экспериментального курса по формированию профессионально-этической культуры дало значительное смещение колличества студентов от “приспособленческого”(было 90.2 процента) до “осознанного”(46.8) уровня, а 11.0 процентов достигли “творческого” уровня сформированности профессионально-этической культуры. Разработаны критерии диагностики сформированности навыков профессионально-этической культуры и обоснована разработка технологий, направленных на оптимизацию процесса формирования этого образования на протяжении всего периода обучения студентов в высшем учебном заведении. Внедрен учебный курс “Профессионально-этическая культура социального педагога”, который включает в себя такие технологические процедуры, как моральное просвещение, этическое образование через овладение знаниями о категориях этики, истории моральных, этических взглядов, изучение содержания зарубежных профессионально-этических кодексов; моделирование социально-педагогических ситуаций, которые требуют проявления морально-этических качеств; использование психолого-педагогических тренингов, упражнений с целью развития умений и навыков общения и взаимодействия; создание условий для самореализации студентов и совместной творческой научно-практической работы с преподавателями и социальными педагогами-практиками. | ua |
dc.description.abstract | The Dissertation is devoted to the problem of Professional-Ethic Culture of the future social pedagogues and it’s forming. In theory substantiated and experimentally led expediency, content and structural components of social pedagogue professional-ethic culture: axiological, technological, personal-creative. The criteria of professional-ethic culture have been reasoned: the correlation between the content and priorities of professional-ethic norms and standards of the personal values hierarchy of social pedagogue; characteristics of social pedagogue professional-ethic culture, which are needed in the process of professional activity; correlation between “I-real” and “I-ideal”; cooperation of social pedagogue behavior with the standards of professional behavior; the level of creativity in the professional-ethic values realization. Three levels of professional-ethic culture have been formed: adaptive, awarded and creative. The social-pedagogic condition of the future social pedagogues professional-ethic culture forming in high educational establishments have been defined and reasoned according to the results of research. | ua |
dc.language.iso | uk | ua |
dc.publisher | Видавництво Запорізького державного університету | ua |
dc.subject | соціальна работа | ua |
dc.subject | соціальний педагог | ua |
dc.subject | соціальний працівник професійно-етична культура | ua |
dc.subject | професійно-етичні якості | ua |
dc.subject | навчальні технології | ua |
dc.subject | професійно-етичні цінності | ua |
dc.subject | социальная работа | ua |
dc.subject | социальный педагог | ua |
dc.subject | социальный работник | ua |
dc.subject | профессионально-этическая культура | ua |
dc.subject | профессионально-этические качества | ua |
dc.subject | обучающие технологии | ua |
dc.subject | профессионально-этические ценности | ua |
dc.subject | social work | ua |
dc.subject | social pedagogue | ua |
dc.subject | social worker | ua |
dc.subject | professional-ethic culture | ua |
dc.subject | professional-ethic characteristics | ua |
dc.subject | study technologies | ua |
dc.subject | professional-ethic values | ua |
dc.subject.classification | 37.013.42 : 371.15 | ua |
dc.title | Формування професійно-етичної культури соціального педагога | ua |
dc.type | Other | ua |