В дисертації представлені окремі компоненти методичної системи навчання основам інформатики і обчислювальної техніки в школах нового типу, зокрема навчальні програми, методичні розробки і посібники; напрямки навчання в процесі навчання інформатики та відносну ступінь їх домінування на кожному з етапів навчання; знання, уміння і навички, які необхідні для формування і розвитку творчого мислення в рамках наданого предмета для кожного етапу навчання; програма навчання основ інформатики і обчислювальної техніки в школах нового типу.
В диссертации представлена методическая система обучения основам информатики и вычислительной техники в школах нового типа. В отличие от традиционных методик она ориентирована на овладение не конкретными программными продуктами, а системой знаний, умений и навыков, позволяющей учащимся усвоить понятийный аппарат основ информатики.
Данная методическая система представлена учебными программами, методическими разработками и пособиями. В основе этой методической системы лежат разработанные диссертантом:
• временные этапы изучения основ информатики, согласованные с периодами физиологического развития головного мозга;
• направления обучения в процессе изучения информатики и относительная степень их доминирования на каждом из временных этапов;
• знания, умения и навыки, которые необходимы для формирования понятийного аппарата и развития творческого мышления в рамках данного предмета для каждого этапа обучения.
На основе перечисленного выше создана программа обучения основам информатики и вычислительной техники в школах нового типа.
Предложенная методическая система направлена в основном на развитие умственной деятельности учащихся, стимулирование их творческой активности, расширение эмоциональной сферы одаренных детей. Развитие мышления базируется на формировании приемов умственной деятельности, таких как: анализ, синтез, выделение существенных признаков, выделение главного, обобщение и т.п. Понятийный аппарат усваивается учащимися в ходе решения учебных задач, причем учебные задачи могут быть сформулированы с использованием любого конкретного материала. Последовательный переход от этапа к этапу обучения требует четкого обозначения “входных” и “выходных” знаний, умений и навыков для каждого этапа. Эти знания, умения и навыки выбраны автором таким образом, чтобы их формирование могло осуществляться при самых широких возможностях выбора конкретного учебного материала, кроме того, для каждого этапа обучения указаны межпредметные связи, которые необходимы учащимся для успешного овладения основными понятиями и закономерностями, изучаемыми в курсе основ информатики.
На основании вышеизложенного разработаны требования к учебным программам для одаренных детей, критерии отбора учебного материала, перечислены приемы умственной деятельности, формируемые в процессе обучения. В соответствии с этими требованиями разработана программа обучения информатике в школах нового типа.
В диссертации затронуты вопросы мотивации обучения информатике, выделены психолого-педагогические предпосылки ее повышения. В работе уделено большое внимание формированию творческого и продуктивного мышления при обучении информатике, изучены психолого-педагогические основы этого процесса и определены предпосылки повышения эффективности формирования дивергентного мышления.
В ходе эксперимента была разработана структура локальной сети для объединения рабочих мест учащихся в единое информационное пространство, а на основе анализа программного обеспечения выбрана оптимальная платформа для сервера локальной сети, что позволило эффективно использовать имеющиеся информационные ресурсы и периферийные устройства. Положительные результаты эксперимента позволили сделать вывод о эффективности использования сетевых технологий в обучении и указывают на необходимость реконструкции компьютерных классов в школах нового типа в данном направлении.
Апробирование разработанной методической системы продемонстрировало не только ее эффективность в обучении одаренных детей информатике, но и ее соответствие психологическим особенностям одаренных детей.
In this degree work some components of methodical teaching technique of computer science in new type schools are described, such as teaching programs, methodical ideas and plans, lines of teaching in process of learning computer science; knowledge, skills and experience that are necessary to form the thinking style of gifted children in this field; teaching plan for computer science in schools for gifted children.