У роботі досліджуються витоки і способи художнього втілення морального ідеалу в інтелектуальній прозі О.Кобилянської та простежується його еволюція від абстрактно-гуманістичного до громадсько-патріотичного звучання. Окреслюються основні етапи формування у творчості письменниці образу-“моделі” позитивного героя — інтелігента, якому притаманні “аристократизм духу”, нестримний потяг до самовдосконалення. Особлива увага приділяється програмовим творам О.Кобилянської — новелі “Думи старика” та роману “Апостол черні”, в яких чітко виявляється єдність моральних і національних імперативів у світобаченні авторки.
В работе исследуется интеллектуальная проза О.Кобылянской в свете морально-этических исканий писательницы. В частности, определяются этапы формирования национального самосознания Кобылянской, прослеживается процесс её становления как украинской писательницы модернистского направления, вхождение Кобылянской в мир идей украинской интеллигенции.
Кроме того, определяется моральный идеал писательницы, образ-“модель” её положительного героя — интеллигента, которому присущи “аристократизм духа”, неодолимое стремление к самоусовершенствованию, естественное желание служить своему народу.
В диссертации исследуются общественно-политические и философско-этические истоки модерного этического идеала О.Кобылянской, поиски способов его адекватного воплощения. Прослеживается эволюция морального идеала Кобылянской от абстрактно-гумманистического до общественно-патриотического звучания, в процессе которой в творчестве писательницы формируются определённые типы характеров, представляющие тот или иной этап совершенствования её этического идеала.
Героини ранних произведений О.Кобылянской (“Природа”, “Impromptu phantasie”, “Valse melancolique”) — талантливые, неординарные личности, гордые и страстные, ищущие в жизни, и прежде всего в человеческих отношениях, гармонию и красоту, которые, в их понимании, неотделимы от добра, правды и любви. Они стремятся к индивидуальной свободе и высшему духовному развитию. Интересы этих персонажей вращаются исключительно в артистически-личностной сфере. Их мир — стихия искусства и природы, которая в полной мере отражает натуру этих героинь — гордую и сильную, и в то же время — тонкую и ранимую. Такого рода внутреннее противоречие и обусловливает присущую им стихийность и трагичность, что является ещё одной отличительной чертой данного артистически-индивидуалистического типа характера, который и представляет начальный художественно-этический идеал писательницы.
Определено, что позже в творчестве О.Кобылянской усиливается звучание общественных мотивов. И в то же время в характерах центральных героев таких произведений писательницы, как “Люди¬на”, “Царівна”, “Ніоба”, “Через кладку”, возрастает волевое начало, активизируется творчески-интеллектуальный и общественный фактор. Эти герои — интеллектуальные личности, отличающиеся широтой интересов, непоколебимостью убеждений и принципов, высоким самосознанием и значительной активностью в воплощении своих замыслов. В их натуре индивидуалистическое начало естественно и гармонично сочетается с понятием гражданско¬го долга. Героям не безразлична судьба их народа, проблемы интеллигенции и её роль в общественной жизни. Таким образом, писательница создаёт новый, общественно-интеллектуальный, тип характера.
Отмечено, что в творчестве О.Кобылянской, одновременно с общественными, усиливаются и национально-патриотические мотивы. Наиболее полно они проявляются в новелле “Думи старика” и романе “Апостол черні” — программных произведениях писательницы, анализу которых уделяется в работе особое внимание. В этих произведениях О.Кобылянская подходит к созданию своеобразного идеала, общественно-патриотического типа личности, в сознании которого сливаются воедино морально-этические, общественные и национально-патриотические ценности. Герои нового типа характера — социально активные, цельные личности, которым свойственно обострённое чувство личной ответственности за судьбу народа, нации, способные на самопожертвование во имя высших идеалов.
В диссертации делается вывод, что в произведениях О.Кобылянской из жизни украинской интеллигенции отмечается чёткое и последовательное, хотя и хронологически не подчеркнутое, продвижение от начального, артистически-индивидуалистического типа характера, стихийного и трагического, к духовно более организованному и стойкому — общественно-интеллектуальному, а позже — к идеальному, общественно-патриотическому типу характера, гармонично сочетающему морально-личностное, общественное и национальное начала.
The work investigates sources and ways of artistic embodiment and retraces evolution of the ethic ideal in O.Kobylianska’s intellectual prose from abstract-humanism to social-patriotic motives. The main stages of development of the character-“model” of a positive hero — intellectual in the authoress’ creative work are underlined. This hero is characterized by the “aristocratism of spirit”, uncontrolled bent for self-perfection.
The main attention is paid to O.Kodylianska’s programme works — to the short story “An old man’s thoughts” and the novel “The apostle of the mod”, in which the integrity of moral and national imperatives from the authoress’ point of view is vividly shown.