У дисертації досліджується творчість Є.Ярошинської у зв’язку з естетико-філософськими реаліями її доби, з’ясовується громадсько-освітянська та літературно-публіцистична діяльність письменниці на Буковині, її реальна участь в розвитку українського літературного процесу кінця ХІХ – початку ХХ ст., розкриваються впливи культурних діячів і письменників Буковини і Галичини на формування її світоглядних позицій. У роботі аналітично досліджуються літературно-мистецькі пошуки письменниці в прозі, відзначається її уміння моделювати стан душі персонажа, художньо відтворити його світогляд, психологію шляхом добору нових способів художнього осмислення дійсності. Встановлено, що у творах Є.Ярошинської своєрідно поєдналися, переплелися елементи різних літературних систем – реалізму, сентименталізму, романтизму, імпресіонізму та символізму, які у різноструктурній і різнофункціональній взаємодії витворювали реалізм якісно нового рівня.
В диссертации исследуется творчество Е.Ярошинской в связи с этико-философской поступью эпохи, её общественно-педагогическая и литературно-публицистическая деятельность на Буковине. Определяется реальное участие писательницы в развитии украинского литературного процесса конца ХІХ – начала ХХ в., раскрывается влияние культурных деятелей и писателей Буковины и Галичины на формирование её мировоззренческих позиций и становление эстетических идеалов.
В исследовании реконструирована картина женского движения на украинских землях Австро-Венгерской империи в конце ХІХ в., определены факторы, влиявшие на его развитие. Исследуя эстетические программы Е.Ярошинской, Н.Кобринской, О.Кобылянской, автор доказывает близость феминистических взглядов писательниц, что объединяло их в работе, направленной на освобождение женщин от бремени патриархальных законов, повышение уровня их знаний. Установлена тесная связь произведений писательницы с её личной жизнью: они часто содержат в себе элементы её биографии. Это способствовало созданию живых образов рассказов писательницы. Её герои часто наделены амбивалентностью чувств, желаний, из-за чего их жизнь носит драматический характер. Душевная борьба героя почти всегда заканчивается торжеством доброты, нравственности, милосердия.
Установлено, что морально-дидактические принципы Е.Ярошин¬ской, основанные на гуманизме, нашли отражение в её публицис¬тических статьях, в малой прозе и повестях (“Милосердний пес”, “Нетверезий начальник”, “Навернений скупець”, “Через право”, “Понад Дністром”, “Перекинчики”, “Рожі а терня”).
Писательницу возмущало наличие среди представителей украинской интеллигенции людей, отрекающихся от своего народа. Она трагически воспринимала факт отсутствия морально-этических и духовных основ, особенно в среде украинского православия. Сохраняя в душе вечные христианские истины, Е.Ярошинская в своём творчестве создала образы священников, которые оправдали своё высокое звание духовного наставника.
Литературный анализ творчества осуществляется с применением историко-генетического, системного и типологического методов научного изучения литературных явлений. Благодаря этому определяются основные морально-этические, эстетические взгляды писательницы, её новаторство в идейно-эстетической реализации творческого воображения, решительность в отстаивании своих жизненных позиций, желании изучать окружающий мир, влиять на него. Чутко улавливая изменения в литературной среде и жизни общества, писательница старалась использовать более мобильные формы фрагментарной прозы. Расширение круга собственных наблюдений сказалось на выборе тем её произведений. Начиная писать рассказы о простых сельских жителях, писательница со временем осуществляет замыслы по воспроизведению картин жизни других слоёв общества, прежде всего интеллигенции.
Выясняется глубина художественного подхода к традиционным вопросам о предназначении и роли интеллигенции в пробуждении национального самосознания украинского народа.
Аналитически исследуются литературно-художественные поиски писательницы, определяется её умение отобразить состояние души героя, выразить его мировоззрение, психологию.
На основе синтетического исследования стиля Е.Ярошинской определяются особенности её творческого метода, в котором своеобразно соединились, переплелись элементы реализма, сентиментализма, романтизма, импрессионизма, элементы символизма, которые в разноструктурном и разнофункциональном взаимодействии порождали реализм нового качества.
In the thesis works of Yevgenia Yaroshynskaya have been researched in close connection with aesthetik and philosophical features of her times. There is defined her social and educational and her literary activities in Bukovyna region. Also her partisipation in Ukrainian literary process of the end of 19th and beginning of 20th century has been investigated. There is also opened up the influence of well known and outstanding personalities and writers of Bukovyna and Galichina on the formation of Yaroshynska’s outlook of life.
On the basis of analytical and synthetical research of Yaroshynska’s prose there has been defined main features of her creative methods, on which different literature systems and elements of Realism, Sentimentalism, Romanticism, Impressionism are closely connected and interwoven. Those styles created Realism as a style on a new quality level in different structural and functional cooperation.