У дисертації науково обгрунтовано розвиток пізнавальної активності учнів старших класів у процесі вивчення математики і фізики на основі модульно-розвиваючої технології навчання, що сприяє інтелектуальному розвиткові школярів, формуванню у них системних фізико-математичних знань. Установлено, що розвиток пізнавальної активності школярів пі-двищується, якщо навчання проводиться з використанням модульно-розвиваючої технології за запропонованою методикою. Виявлено організаційно-педагогічні та методичні умови фор-мування й розвитку пізнавальної активності у процесі навчальної діяльності старшокласників. Основні результати дослідження впроваджені у процес навчання математики та фізики учнів середньої загальноосвітньої школи. Розроблено рекомендації з організації навчальної діяль-ності з розвитку пізнавальної активності старшокласників на заняттях з математики та фізики, що мають загальний характер і придатні для реалізації при вивченні природничих дисциплін.
Диссертация посвящена развитию познавательной активности старшеклассников при изучении математики и физики с учетом инновационных процессов, протекающих в средней общеобразовательной школе в условиях дифференциации и интеграции знаний.
Актуальность проблемы исследования вытекает из несоответствия существующей ор-ганизации образования, содержания, методов и средств обучения и воспитания требованиям новой, высокотехнической цивилизации, вступающей в компьютерное поле, в котором первичными факторами становятся знания, опыт, ценностные ориентации человека, его познава-тельная и поисково-творческая активность, готовность к непрерывному образованию. Совер-шенствование и развитие образования в Украине требует переориентации средней общеобра-зовательной школы на целенаправленное и системное формирование и развитие отмеченных качеств личности.
Нами проанализировано понятие “познавательная активность” учащихся, определен компонентный состав на уровне развития, выделены факторы повышения уровня познава-тельной активности на основе новых технологий обучения, в частности, модуль-но-развивающей, проведен всесторонний системный анализ состояния внедрения модуль-но-розвивающей технологии обучения математике и физике в практику общеобразовательной средней школы.
В диссертации раскрывается сущность модульно-развивающей технологии как це-лостной системы обучения (по А.В.Фурману), состоящей из отдельных самостоятельных учебных блоков: а) вводного – установочно-мотивационного; б) первичного предъявления информации – содержательно-поискового; в) первичного (диагностического) контроля – контрольно-смыслового; г) глубокого усвоения материала – адаптивно-преобразующего; д) систематизации и обобщения – системно-обобща¬ющего; е) итогово-тематического кон-троля – контрольно-рефлексивного применительно к изучению математики и физики в IX-XI классах.
С целью оптимизации учебно-воспитательного процесса нами разработана концепция развития познавательной активности школьников, которая всесторонне и глубоко раскрыва-ется в диссертации. При этом выделяются и обосновываются основные направления внедре-ния концепции развития познавательной активности обучаемых в практику современной об-щеобразовательной школы.
С целью рационального управления развитием познавательной активности и учеб-но-познавательной деятельности учащихся нами разработана модель процесса обучения, включающая: модель функционирования школьника как управляемой подсистемы, модель функционирования учителя как управляющей подсистемы и модель процесса обучения, объединяющая обе подсистемы в единую согласовано функционирующую систему.
Всесторонне и глубоко проанализированы психолого-педагогические условия и пути развития познавательной активности и деятельности школьников в процессе изучения мате-матики и физики в старших классах общеобразовательной средней школы в условиях диффе-ренциации и интеграции знаний на основе методологического принципа системности; общая характеристика системы работы учителя-предметника с позиций развития познавательной активности школьников: пробуждение у учащихся интереса к математике и физике; понима-ние учащимися учебного материала как условие развития их познавательной активности; развитие логического мышления учащихся, формирование познавательных интересов как средство развития познавательной активности обучаемых.
В диссертации характеризуются показатели познавательной активности, которые должны отвечать следующим требованиям: характеризовать тип и уровень обучения на раз-ных его этапах; отражать динамизм этого процесса на каждом этапе изменения характера обучения; указывать на эффект результата обучения.
В соответствии с этими требованиями и учетом многофакторного воздействия на ускорение процесса обучения целесообразны следующие группы показателей развития по-знавательной активности, которые характеризуют: а) современность средств и технологии обучения (модульно-развивающей); б) оптимальность обучения и применение рациональных приемов и методов, ритмичность обучения и синхронность деятельности учителя и учащихся; в) результативность обучения, соответствие результатов поставленным целям; г) участников обучения (профессиональный уровень учителей, обученность и развитие учащихся).
В соответствии с показателями выделяются критерии развития познавательной актив-ности и ее эффективности: более высокие темпы, напряженность и уровень учебного позна-ния; высокая активность и познавательный интерес учащихся; более высокие результаты обучения, достигнутые в определенный отрезок времени (качество знаний и уровень их усво-ения, сформированность познавательных действий и обобщенных умений и др.).
Определены и экспериментально обоснованы такие критерии эффективности и ре-зультативности экспериментальной методики: динамика формирования познавательной ак-тивности старшеклассников во время формирующего эксперимента; наличие и характер из-менений, которые произошли в учащихся контрольных и экспериментальных классов; уро-вень усвоения знаний учащимися; отношение старшеклассников к поисково-творческой учебно-познавательной деятельности.
В диссертации подробно обсуждается схема поисково-творческого познавательного процесса на примерах изучения основ физики и математики в контексте развития познава-тельной активности старшеклассников.
Всесторонне и основательно описана организация и основные этапы длительного формирующего эксперимента.
Основные результаты исследования внедрены в обучение математике и физике стар-шеклассников средних общеобразовательных школ. Разработанные рекомендации по разви-тию познавательной активности школьников на занятиях по математике и физике в условиях проблемно-развивающей технологии имеют общий характер и пригодны для реализации при изучении предметов естественного цикла.
In the dissertation development of cognitive activity of higher classes students is scientifically justified during study of subjects of physical and mathematical cycle on the basis of problemat-ic-modular technology of tutoring, that promoters intellectual development of the students, shaping their system of physical and mathematical knowledge. It is established that the development of cog-nitive activity of the schoolboys raises if they are trained using the module-developing technology by the offered technique. The organizing pedagogical and methodical conditions of cognitive activity formation and development are revealed during the elder schoolboys’ educational activity. The main results of the research are embedded into the training process on mathematics and physics of the schoolboys of a comprehensive school. The recommendations on the educational process organizing for the elder schoolboys’ cognitive activity growth at the lessons in mathematics and physics are de-veloped which are of general kind and are suitable for applying to the natural disciplines studying.