Робота містить результати дослідження ефективності психолого-педагогічних критеріїв
диференціювання молодших школярів під час їх відбору до 5-х класів з поглибленим
вивченням окремих навчальних предметів. Автором запропонована та апробована
критеріальна модель диференціювання молодших школярів під час профілювання після
початкової школи, яка передбачає врахування ―спеціальних здібностей, ―інтересу до
профілюючого навчального предмета, ―соціометричних взаємовиборів учнів.
Визначена ефективність психолого-педагогічних критеріїв диференці-ювання молодших
школярів у порядку зростання значущості - відсутність критеріїв, ―соціометричні
взаємовибори,―спеціальні здібності,―інтерес до профілюючого навчального
предмета, система критеріїв - під час відбору до 5-х класів з поглибленим вивченням
окремих навчальних предметів.
Розроблені методичні рекомендації для вчителів та психологів щодо здійснення
ефективного відбору молодших школярів до 5-х класів з поглибленим вивченням
окремих навчальних предметів.
Всестороннее теоретическое обоснование дифференциации обучения в
психолого-педагогических работах неизбежно ставит проблему разработки конкретных
путей ее реализации. Особенно это касается организации профильной дифференциации
обучения, проблемы комплектования классов с углубленным изучением отдельных
учебных предметов, начиная с 5-го
(II ступень обучения). Такие классы возникают в школах почти стихийно и практические
вопросы их открытия решаются более оперативно, чем проблемы отбора детей в них.
Диссертация содержит результаты исследования эффективности
психолого-педагогических критериев дифференцирования младших школьников во
время их отбора в 5-е классы с углубленным изучением отдельных учебных предметов.
Автором предложена и апробирована критериальная модель дифферен-цирования
младших школьников для профилирования после школы I ступени. Она основывается на
личностно-деятельностном подходе к определению критериев, на результатах научных
исследований этой проблемы, описанных в психолого-педагогической литературе, на
практичности (должна включать существенные свойства учеников, состоять из
минимума их психологических особенностей и быть доступной не только школьным
психологам, но и учителям, родителям и самим детям).
Поскольку в младшем школьном возрасте можно выявить учеников, способных к тем или
иным учебным предметам, то первым критерием дифференцирования младших
школьников для углубленного изучения предмета целесообразно считать критерий
―специальные способности ученика в том случае, когда они высокие по
профилирующим предметам, а по другим – низкие.
Учитывая, что у подавляющего большинства младших школьников есть свои любимые
учебные предметы, вторым критерием их дифференцирования по классам с углубленным
изучением отдельных учебных предметов необходимо учитывать ―интерес к
профилирующему учебному предмету.
Переходный период от младшего школьного возраста к подростковому связан с
обострением потребности в общении со сверстниками, активным поиском близкого
товарища. Деятельность общения существует как в виде поступков подростков по
отношению один к одному, так и в форме раздумий о поступках товарища и
взаимоотношения с ним. Поэтому для профилирования третьим является критерий
―социометрические взаимовыборы младших школьников, так как во время
перекомплектации классов межличностные отношения учеников часто страдают.
Определена эффективность психолого-педагогических критериев дифференцирования
младших школьников в порядке к более значимым - отсутствие критериев,
―социометрические взаимовыборы, ―специальные способности, ―интерес к
профилирующему учебному предмету, система критериев - во время отбора учеников в
5-е классы с углубленным изучением отдельных учебных предметов.
Разработаны методические рекомендации для учителей и психологов по осуществлению
эффективного отбора младших школьников в 5-е классы с углубленным изучением
отдельных учебных предметов.
The work contains the research results on the effectiveness of psychological and pedagogical
criteria of younger pupils' differentiation during the acquisition of the 5-th classes with
profound learning of school subjects. The author proposed and approved the criterion model of
younger pupils' differentiation during the post-primary school profile the one that foresees the
registration of ―special abilities, ―the interest to the profile the of type school subject,
―sociometrical mutual choosing.
During experimental research on the psychological criteria effectiveness of younger pupils'
differentiation during the acquisition of the 5-th classes with profound learning of school
subjects their succession to more meaningful was determined: criteria ―unrevealing,
―sociometrical mutual choosing, ―special abilities, ―interest to the profile type of school
subject, ―system of criteria.
Methodical recommendations for teachers and psychologists concerning the realization of
effective selection to the 5-th classes with profound learning of separate school subjects are
worked out.