Дисертація присвячена теоретикометодологічному обґрунтуванню та практичному втіленню дидактичної системи управління навчальнопізнавальною діяльністю в навчанні фізики. Встановлено, що з переходом від інформаційновиконавчих до пошуковокреативних схем навчання основними передумовами управління виступають прогноз (модель) фізичної освіти та адекватне йому освітнє середовище. Виявлено провідні тенденції і шляхи об'єктивізації контролю та розроблено оригінальні технологічні схеми управління навчанням фізики. Доведено продуктивність теоретичної концепції управління формуванням фізичного знання. Розроблена на цій підставі методика контролю, коригування та регулювання у навчанні фізики, підтверджена практично.
Диссертация посвящена теоретикометодологическому обоснованию и практическому воплощению дидактической системы управления учебнопознавательной деятельностью в обучении физике. На основании логикоисторического анализа, теоретического и практического наследия, созданного в различных отраслях знания (философия, психология, педагогика, физиология, дидактика физики и др.), относительно целесообразной результативной деятельности человека, показано необходимость и неизбежность постепенного перехода от информационноисполнительских к поисковокреативным схемам обучения физике. Установлено при этом, что с переходом от информационноисполнительских к поисковокреативным схемам обучения главными предпосылками управления служат прогноз (модель) физического образования и адекватная, прогнозируемым результатам обучения физике, образовательная среда. Исходя из признака целесообразности учебнопознавательной деятельности, обоснована структура прогноза (модели) физического образования: глобальная цель обучения; стандарт (план) физического образования; управление познавательной деятельностью учащихся (эталонные измерители качества знаний, контроль, коррекция). Указанные структурные элементы модели физического образования получили конкретное толкование. Глобальная цель физического образования – обеспечение усвоения научных и прикладных основ физики на уровне интеллектуального, мировоззренческого и социальнокультурного обогащения личности ученика. Стандарт физического образования – это социально идеализированный план обучения физике, согласованный с реальными возможностями развития образовательной отрасли за компонентами содержания и образовательной среды. Управление обучением связано с операционной составляющей учебнопознавательной деятельности в аспекте контроля, коррекции и регулирования конкретных учебных действий и операций ученика в соответствии с целеориентациями стандарта физического образования. В результате системноструктурного анализа процесса обучения физике выделено его системнообразующее звено, "клеточку познания" — познавательную задачу как объектную характеристику этого процесса. Выявлены ведущие тенденции и пути объективизации контроля в обучении физике, ориентированном на фиксированные результаты. Разработаны оригинальные технологические схемы управления обучением физике на основе построения и использования целейэталонов содержательнодеятельностного и деятельностноличностного характера таких, как заучивание, подражание, понимание главного, полное владение знаниями, умения, навыки, убеждения. Сформулированы принципы построения целевой учебной программы курса физики, созданы целевые учебные пособия, разработаны тестовые задания эталонного характера по физике (911 классы). Даны описания корригирующих учебных процедур в обучении физике. Обоснована схема перевода обучения физики в план саморегулированного протекания. Обобщены результаты педагогического эксперимента, проводимого с использованием ряда целевых пособий (911 классы), изданных в издательствах "Школяр" и "А.С.К." (г. Киев) массовыми тиражами. Доказана продуктивность теоретической концепции управления формированием физического знания. Обосновано, что мера помощи преподавателя ученику в процессе целесообразной познавательной деятельности имеет убывающий характер. Разработанная на этой основе методика контроля, корригирования и регулирования в обучении физике, которая на завершающих этапах целесообразной деятельности старшеклассников обуславливает саморегулированное её протекание и возможность перехода к самообразованию, подтверждена практически.
Dissertation research presented theoreticalmethodical substantiation and practical introduction of didactic system of learningfamiliarizing activity in teaching physics. It is found out that while transiting from informativeexecutive to searchingcreative schemes of teaching the prognosis (model) of physics education and adequate to it educational environment become the basic conditions of management. The leading tendencies and ways of objective control are found out and original technological schemes of management of teaching physics are developed. The efficiency of theoretical conception for management of teaching physics is given evidence. Methods of controlling, correcting and regulating in teaching physics developed on this basis got practical confirmation.