ISSN: 2310-8290
dc.contributor.author | Тодорів, Лариса Дмитрівна | |
dc.date.accessioned | 2017-09-05T13:11:00Z | |
dc.date.available | 2017-09-05T13:11:00Z | |
dc.date.issued | 2000 | |
dc.identifier.citation | Тодорів Л. Д. Психологічні умови формування життєвих перспектив у ранній юності (когнітивний аспект) : автореферат дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07 / Лариса Дмитрівна Тодорів ; наук. кер. Т. М. Титаренко ; Національний педагогічний університет імені М. П. Драгоманова. - Київ, 2000. - 19 с. | ua |
dc.identifier.uri | http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/15291 | |
dc.description.abstract | Дисертація присвячена дослідженню проблеми життєвого шляху особистості. У роботі аналізуються теоретико-методологічні основи дослідження, розглядаються поняття життєвого шляху особистості, його структурні характеристики та рушійні сили. Проілюстровано проблему становлення життєвих перспектив у ранній юності як сензитивний період життєвого та особистісного самовизначення. Особлива увага приділяється в роботі когнітивним особливостям розвитку особистості, які значною мірою впливають на формування життєвих перспектив у ранній юності. Встановлено критерії психологічної готовності молодої людини до життєвого самовизначення. Психологічну готовність до життєвих виборів визначають рефлексивні складові самосвідомості (особистісна рефлексія як процес самопізнання, зміст уявлень про Я як результат процесу самопізнання, механізми диференціації та інтеграції індивідуального досвіду як необхідні чинники процесу самопізнання) та індивідуальна система ціннісних орієнтацій. У дисертаційному дослідженні виявлені вікові та гендерні відмінності життєздійснення юнацтва. Встановлено, що формування готовності молодої людини до життєво важливих виборів ефективне за умови розвитку здатностей до поглибленого самопізнання, самоаналізу, самоусвідомлення внутрішніх сторін власного Я. Експериментально апробована система конкретних методик для діагностики готовності молодої людини до життєвого самовизначення в умовах роботи практичного психолога школи. Основні результати роботи знайшли застосування у практиці роботи шкільного психолога та навчальному процесі університету. | ua |
dc.description.abstract | В диссертационном исследовании рассматриваются проблемы движущих сил жизненного пути личности. В предисловии изложена актуальность проблемы, сформулированы объект, предмет, гипотеза, цель и задания исследования. Представлены положения, которые выносятся на защиту. 15 В первом разделе “Теоретические основы формирования жизненных перспектив”, анализируются теоретико-методологические основы исследования, рассматривается понятие жизненного пути личности, его структурные характеристики и движущие силы. Проблема жизненного пути личности рассматривается с разных точек зрения. В нашей работе мы анализируем объектный подход (жизненный путь представлен через последовательность событий, через динамику ценностей и т.д.); субъектный подход (жизненный путь личности рассматривается как культурно-историческое развитие личности, последовательность поступков, смена ценностных ориентаций); структурно-генетический (детерминантами жизненного пути является сложное взаимодействие биологических, социальных и психологических составляющих. Структурной единицей жизненного пути выступает жизненная перспектива. Временными модальностями жизненной перспективы является психологическое прошлое, настоящее и будущее. Психологическое время личности определяется продуктивностью событий и мерой их реализованости. Жизненные цели, планы и ценностные ориентации рассматриваютсь как ядро жизненной перспективы. Жизненная цель характеризуется как сложная противоречивая мотивационная система, которая определяется общественными ценностями. Реализацию жизненных целей определяют жизненные планы, формирование которых обусловлено ценностными ориентациями личности. Таким образом, жизненная перспектива это способ структурирования своего ближайшего и отдаленного будущего на основании ценностных ориентаций, жизненных ориентаций и планов. Раннюю юность мы рассматриваем важным периодом формирования жизненных перспектив, когда возникает психологическая готовность к жизненным выборам. Мы обращаем внимание на возрастание когнитивных механизмов самосознания, которые предопределяют развитие рефлексивных характеристик, а именно: личностной рефлексии как процесса самопознания, содержания образа Я как результата процесса самопознания, механизмов дифференциации и интеграции как необходимых факторов процесса самопознания. Качественные изменения, происходящие в сознании индивида, в частности в личностной рефлексии и содержания образа Я, в значительной степени зависят от развития способности к дифференциации и интеграции индивидуального опыта. Благодаря этим компонентам возникает интегративное представление о своем Я как целостной личности. Во втором разделе “Значение идентичности в процессе жизнетворчества” рассматривается генезис идентичности, анализируется понятие идентичности и его понимание у различных представителей психологии личности. В исследовании идентичность опреляется как процесс, в ходе которого происходит идентификация с ценностями. Раскрывая значение рефлексивных характеристик самосознания в формировании адекватной идентичности, мы таким образом выделяем психологические условия становления жизненных перспектив. Несформированность рефлексивных характеристик усложняет процесс становления индивидуальной системы ценностных ориентаций, что в свою очередь влечет за собой аномальные линии развития идентичности. Таким образом, в качестве критериев развития адекватной идентичности мы виделили рефлексивные составляющие самосознания и индивидуальную систему ценностных ориентаций. Эти положения вошли в основу эмпирического исследования. В третьем разделе диссертации “Экспериментальное исследование психологических условий формирования жизненных перспектив в юности” проанализированы результаты исследования структуры ценностных ориентаций личности, особенности развития личностной рефлексии, образа Я, уровня сформированности механизмов дифференциации индивидуального опыта, структуры психологического времени личности. Результаты исследования дают основание предполагать, что в ранней юности структура ценностных ориентаций характеризуется большей иерархичностью, чем в подростковом возрасте. Структуру ценностных ориентаций определяет образ Я. Ведущим 16 компонентом образа Я является “отношение к себе”, а наиболее стабильным компонентом - “отношение к будущему”. В исследовании установлена зависимость между индивидуальной системой ценностных ориентаций, рефлексивными характеристиками самосознания и структурой жизненных перспектив. Таким образом, есть основания утверждать, что формирование жизненных перспектив в значительной степени зависит от развития когнитивных компонентов самосознания (рефлексивных составляющих). Поэтому вопрос развития в ранней юности рефлексивных характеристик самосознания имеет не только теоретический, но и практический интерес. В четвертом разделе “Формирование готовности молодых людей к жизненному выбору” мы определили основные пути и приемы развития рефлексивных характеристик. Основная цель программы занятий - формирование способностей к самопознанию, к самоанализу, развитие рефлексии и целостного образа Я. В работе представлены результаты проведѐнного тренинга. Проанализированы те изменения в самосознании, которые наблюдались у молодых людей после работы в тренинговых группах. В участников занятий улучшилась способность к самораскрытию и самоанализу. Определѐнные изменения наблюдались в структуре образа Я, который становится более интегрированным, наполняется психологическим содержанием. Значительное место в самосознании занимает Я-будущее. Таким образом, в условиях тренинга создаются предпосылки развития рефлексивных составляющих самосознания, благодаря которым формируется психологическая готовность личности к жизненному самоопределению. | ua |
dc.description.abstract | The dissertation deals with research of the course of life of an individual. The thesis analyses the theoretical and methodological basics of the research, considers the notions of the cpurse of life of an individual, its structural characteristics and motive powers. It illustrates the problem of the life perspectives in early youth as a sensitive period of the life and personal justification. The special attention is payed to cognitive peculiarities of the development of an individual, which influence the formation of the life perspectives in early youth. The criteria of the psychological readiness of a young person to life justification are established. The psychological readiness to life choices of a young person is determined by the reflexive constituents of the self-conscience (personal reflexion as a process of self-knowledge, the essence of the I notions as a result of the process of self-cognition, mechanisms of differentiation and integration of individual experience as necessary factors of the process of self-cognition) and the individual system of value orientation. The research discloses some age and gender differences in course of life of youth. It has been determined, that the preparation of a young person for important choices in life is effective in condition of development of the abilities for deep self-knowledge, self-analysis, awareness of the inner self. A system of certain methods of diagnosis of the readiness of a young person for self-determination in life has been tested in the working conditions of a practical school psychologist. The main results of the thesis are being used in work of a school psychologist and the university. | ua |
dc.language.iso | uk | ua |
dc.publisher | Видавництво НПУ імені М. П. Драгоманова | ua |
dc.subject | життєві перспективи | ua |
dc.subject | когнітивний розвиток | ua |
dc.subject | рефлексивні складові самосвідомості | ua |
dc.subject | особистісна рефлексія | ua |
dc.subject | зміст уявлень про Я | ua |
dc.subject | механізми диференціації та інтеграції індивідуального досвіду | ua |
dc.subject | адекватна ідентичність | ua |
dc.subject | індивідуальна система ціннісних орієнтацій | ua |
dc.subject | самовизначення | ua |
dc.subject | рання юність | ua |
dc.subject | жизненные перспективы | ua |
dc.subject | когнитивное развитие | ua |
dc.subject | рефлексивные составляющие самосознания | ua |
dc.subject | личностная рефлексия | ua |
dc.subject | содержание представлений о Я | ua |
dc.subject | механизмы дифференциации и интеграции индивидуального опыта | ua |
dc.subject | адекватная идентичность | ua |
dc.subject | индивидуальная система ценностных ориентаций | ua |
dc.subject | самоопределения | ua |
dc.subject | ранняя юность | ua |
dc.subject | life perspectives | ua |
dc.subject | cognitive development | ua |
dc.subject | reflexive components of self-awareness | ua |
dc.subject | individual reflection | ua |
dc.subject | self-conception | ua |
dc.subject | mechanisms of differentiation and integration of individual experience | ua |
dc.subject | adequate identity | ua |
dc.subject | individual system of value orientation | ua |
dc.subject | self-determination | ua |
dc.subject | early youth | ua |
dc.subject.classification | 159:922.8 | ua |
dc.title | Психологічні умови формування життєвих перспектив у ранній юності (когнітивний аспект) | ua |
dc.type | Other | ua |