Дисертацію присвячено проблемі професійної підготовки соціальних педагогів до
здійснення соціально-виховної роботи у сфері організації дозвілля учнівської молоді.
Виявлено психолого-педагогічні умови, які забезпечують ефективну підготовку соціального
педагога до організації освітньо-дозвіллєвої діяльності.
Теоретично обґрунтовані й експериментально доведені доцільність та особливість
етапів і форм роботи зі студентами, включення їх у творчу професійну діяльність шляхом
практичної роботи за різними видами методик та соціально-педагогічних практик, що
дозволило здійснювати корекцію процесу професійної підготовки студентів за даним
напрямком.
Диссертация посвящена проблеме профессиональной подготовки студентов –
будущих социальных педагогов – к организации образовательно-досуговой деятельности учащейся молодѐжи.
Раскрыта сущность дефиниции “образовательно-досуговая деятельность” и
механизмы подготовки студентов к еѐ организации в различных микросоциумах. Доказано,
что цель образовательно-досуговой деятельности состоит в создании социально значимых
знаний и ценностей, развитии творческого потенциала, интеллектуальном обогащении,
осознании себя как личности.
В ходе экспериментальной работы были выявлены цель, содержание и специфика
профессиональной подготовки будущих социальных педагогов, а также разработаны
квалификационная характеристика и профессиограмма социального педагога - организатора
образовательно-досуговой деятельности.
С целью проектирования учебного процесса в его оптимальном варианте разработаны
и обоснованы критерии и показатели уровня профессиональной готовности социального
педагога по трѐм еѐ блокам: морально-педагогический, информационно-содержательный,
технологический. При этом рассматривается реальное состояние подготовки студентов к
деятельности в образовательно-досуговой сфере с одновременным раскрытием содержания
качественно-описательной модели специалиста.
Программа диагностико-формирующего эксперимента базировалась на
разработанных компонентах готовности студентов к образовательно-досуговой
деятельности: педагогическом, содержательном, технологическом. Названные компоненты
направлены на формирование определѐнных в работе знаний и умений, необходимых
специалисту в процессе профессиональной деятельности (6 блоков знаний и 6 блоков
умений).
В ходе эксперимента определены необходимые условия успешной подготовки
студентов к социально-воспитательной работе в сфере досуга: использование традиционной
системы профессиональной подготовки, специально разработанных форм обучения
(студийные занятия, творческая лаборатория с использованием моделирования технологий
проектирования, игр, создания мини-проектов, фрагментов проекта, творческих заданий,
внедрением авторских проектов), включение студентов в реальную или смоделированную
практическую деятельность.
На основе оценки профессиональных педагогических умений создана
качественно-количественная характеристика и определены уровни готовности студентов к
организации образовательно-досуговой деятельности в молодѐжной среде, а также роль
социально-педагогической практики, как фактора, влияющего на профессиональное
становление специалиста. Разработана экспериментальная программа практики,
рассчитанная на три этапа и направленная не только на реализацию приобретѐнных знаний,
но и на развитие коммуникативных, организационных умений, инициативы, способности
обосновывать и выбирать адекватные методы воспитательного воздействия на участников
проекта, определять педагогические цели, проводить коррекцию технологического процесса.
В целом указанные пути, методы и средства влияния на профессиональное
становление социальных педагогов, качество их подготовки к организации
образовательно-досуговой деятельности учащейся молодѐжи активизируют процесс
саморазвития будущего специалиста, самоутверждения его как личности и профессионала с
высоким уровнем готовности к осуществлению данного вида деятельности.
Dissertation is devoted to the problem of social pedagogues’ professional training for the
social-rearing work in the sphere of senior pupils leisure activity.
In theory substantiated and experimentally led expediency and peculiarities of levels and
forms of training work with students, including them into the creative professional activity through
the practical work during different kinds of socio-pedagogical practice, which has been allowed to
correct the process of students’ professional training in the given trend.
Psycho-pedagogical criteria which support the effective preparation of social pedagogues for
the educational-leisure activity have been defined and reasoned.