Дисертаційне дослідження присв’ячене методичному забезпеченню графічної підготовки
спеціалістів з інженерної графіки. В дисертації проведено аналіз стану методичного
забезпе-чення викладання інженерної графіки у вищих навчальних закладах України;
обгрунтовано теоретичні підходи до методичного забезпечення викладання інженерної графіки;
розроблено дидактичні основи спецкурсу “Проекції з числовими позначками” для студентів
гідромеліо-ративних спеціальностей, як одного із елементів методичного забезпечення
графічної підго-товки спеціалістів; розроблено систему ефективних форм, методів, засобів і
індивідуальних завдань графічної підготовки студентів немашинобудівних спеціальностей;
перевірено доступ-ність розробленого змісту спецкурсу та ефективність методичного
забезпечення вивчення інженерної графіки.
Основний зміст роботи викладено в 46 публікаціях.
Диссертация посвящена проблеме методического обеспечения графической подготовки
специалистов по инженерной графике. В диссертации освещены социально-ориентированные
предпосылки графического образования студентов высших учебных заведений
немашино-строительных специальностей. Констатируется быстрая переориентация
общественной жизни в Украине на новые рыночные отношения, которые предусматривают
внедрение трехступенчатой системы подготовки кадров высшей квалификации. Во введении
обоснованы актуальность исследования, определены его цель, объект, предмет, сформирована
гипотеза и задачи, освещается научная новизна, теоретическая и практическая значимость
исследования, сформулированы основные положения, которые выносятся на защиту.
В первом разделе диссертации проведен анализ состояния методического обеспечения
преподавания инженерной графики в учебных заведениях Украины и ближнего зарубежъя.
Показаны различные взгляды известных ученых на эту проблему. Исследование опирается на
учебные програмы графических дисциплин общеобразовательного и специального циклов.
Проведен анализ учебных программ графических дисциплин и квалификационных
характеристик специалистов с точки зрения взаимосвязи образования и производства.
Обоснованы недостатки учебных программ. Определено конкретное направление
совершенствования графической подготовки специалистов и последовательность
формирования у студентов графических знаний, умений и навыков с соблюдением
межпредметных связей дисциплин общетехнического и специально -технического циклов.
В работе исследованы и апробированы методические разработки, компьютерные
программы, методические указания к использованию ТСО, чертежный прибор для выполнения
чертежей гидромелиоративных систем и гидро-технических сооружений, оппорные картки.
Установлено, что основными предпосылками успешного развития графических способностей
студентов являются: интелектуальная активность; поисковая инициатива; стремление к
само-совершенствованию и творчеству. Для обеспечения взаимосвязи между предметами общеобразовательного и специальных
дисциплин служат спецкурсы различных направлений. С целью целесообразности и научной
ценности содержания разработанного спецкурса “Проекции с числовыми отметками” мы
провели его экспертное оценивание по методике, описанной Б.С. Гершунським. Это позволило
откоректировать заложенное содержание учебного материала. Опираясь на теоретические
разработки отбора содержания соответствующих учебных предметов мы решали задачи
конструирования конкретного содержания спецкурса “Проекции с числовыми отметками”.
Второй раздел диссертации посвящен анализу эффективных форм, методов и средств
графической подготовки специалистов. Рассмотрены, исходя из опыта работы высших учебных
заведений, методические приемы, обеспечивающие наиболее эффективную графическую
подготовку студентов: индивидуальные графические задания; применение графических
чертежей с неполными данными; системы заданий по проекционному черчению; коллективное
обсуждение индивидуальных заданий; использование знаний по основам наук и т.д. Проведена
экспериментальная оценка содержания спецкурса и эффективности предложенного
методического обеспечения.
В процессе експериментальной работы проведена количественная и качественная оценка
уровней сформированности у студентов графических понятий, умений и навыков. Проведены
контрольные срезы на различных этапах практической реализации предложенной методической
системы последовательности формирования графических понятий, умений и навыков и
определены показатели динамики уровней их сформированности. Установлено, что у студентов
экспериментальных групп уровень сформированности графических понятий, умений и навыков
значительно выше.
Разработана система условных оценок для расчета коэффициента усвоения учебного
материала и методика их перевода в традиционную пятибальную систему. Установлены
способы проверки эффективности усвоения учебного материала на основе сравнивания
результатов выполнения контрольных работ студентами экспериментальных и контрольных
групп.
Полученные в процессе исследования результаты прошли экспериментальную проверку
в четырех высших учебных заведениях Украины.
Разработка и введение в практику обучения содержания комплексного методического
обеспечения графической подготовки специалистов с инженерной графики, стали толчком для
более качественного формирования и приобретения студентами графических знаний, умений и
навыков.
Выдиление с инженерной графики проекций с числовыми отметками в отдельно взятый
спецкурс, дало возможность реализовать межпредметные связи дисциплин общетехнического и специально-технического циклов. Это явилось необходимым условием перехода на более
усовершенствованый уровень подготовки специалистов.
Основное содержание работы изложено в 46 публикациях.
The thesis is devoted to the methodical provision of specialists training in engineering graphics.
The thesis analyzes the state of the methodical provision for teaching engineering graphics in
Ukrainian higher school. Theoretical approaches to the metodical provision of the process of teaching
engineering graphics have been substantiated. Didactic princeples of special course “Projections with
numerical marks” have been worked out for students of hydroameliorative specialities as one of the
elements of specialists graphics training. The system of efficient forms, methods and means of
graphics training of students of non-mechanical engineering specialties has been developed. The
accessibility of the special coursl content and the efficiency of the methodical provision of
engineering graphics study have been checked up. The main content of the thesis is given in 46 publications.